Ребенок за компьютером: деградация или развитие?

Ребенок за компьютером: деградация или развитие?

Недавно мне требовалось срочно дозвониться до подруги, однако ее телефон весь вечер был занят. Когда на следующее утро мои старания все же увенчались успехом, оказалось, что семья установила дома Интернет. И двенадцатилетняя дочь «подсела на компьютер».

Нет ничего удивительного в том, что быстрее осваивает компьютер юное поколение. Среди хакеров и разработчиков вирусов, а также антивирусных программ больше всего молодых людей. А если в старших классах школьник не умеет пользоваться компьютером, лазить по Интернету или строить «Цивилизацию», товарищи считают его белой вороной.

Пока повальная компьютерная грамотность характерна для крупных городов. По результатам исследования «Российские подростки в информационном мире», компьютеры есть у 34 процентов семей в больших городах, в целом же по стране эта цифра — 5—7 процентов. Специальные компьютерные классы есть в школах, внешкольных учреждениях, молодежных клубах, Интернет-кафе. Более двадцати процентов ребят в возрасте от 10 до 16 лет все свободное время уделяют Интернету.

 

В московской библиотеке имени Тургенева прошел «круглый стол» «Ребенок за компьютером: деградация или развитие?». Буквально через пять минут после начала встречи ее участники — психологи, врачи, специалисты по компьютерным технологиям, учителя и журналисты — пришли к единому мнению, что сам по себе компьютер — это, естественно, развитие. Весь вопрос в том, сколько времени молодой человек перед ним проводит и как использует полученную информацию. Когда без конца играет или бездумно переписывает из Интернета рефераты, сочинения или контрольные работы, пользы от умной машины нет никакой. Если пытается создать свои проекты, разрабатывает программы и методики, рисует картины, черпает оттуда знания — такой труд стоит только приветствовать.

Врачи считают, что сажать детей за компьютер следует никак не раньше пяти-шести лет. Расстояние от экрана до глаз должно быть не менее полуметра. В день за монитором можно проводить не больше часа, а лучше вообще ограничиваться 30 минутами.

— Часто компьютер становится близким другом, знающим гораздо больше сверстников, — поделился своими наблюдениями Леонид Ястребов, президент Фонда содействия интеллектуальному развитию, культуре и досугу.

Открыв для себя такого товарища, дети начинают меньше общаться со сверстниками. Конечно, проще и дешевле рассматривать картинки Невского проспекта или Эрмитажа в Интернете, чем самому поехать в Петербург. Но при этом человек увидит не реальный, а виртуальный, искусственный мир. Для развития личности опасно лишь впитывать информацию, не анализируя ее логически.

Дабы стимулировать мыслительные резервы детей и подростков, фонд объявил о начале Всероссийского общественного смотра-конкурса компьютерного творчества «Проект Третье тысячелетие». Официально он должен стартовать в январе 2000 года, промежуточные итоги будут подведены к 1 июня — Дню защиты детей. Закроется конкурс в январе 2001 года. Участникам смотра предлагается сделать оригинальную компьютерную дизайнерскую работу, видеомонтаж, мультимедийную презентацию, гипертекст, web-страничку. Темы самые разнообразные — дом, семья, друзья, город, планета, путешествие, спорт, история, музыка, герои нашего времени — словом, все, что волнует молодое поколение. Количество работ от одного участника не ограничено. Они должны быть присланы на дискете или по электронной почте. Принять участие в состязании смогут дети и молодые люди до 25 лет — как любители, так и профессионалы. Все их произведения будут по мере поступления размещаться на специальном сайте в Интернете.

Победители получат дипломы.

Самые интересные работы опубликуют в компьютерных журналах. Оргкомитет также обещает разослать информацию о победителях по крупным компьютерным, рекламным и дизайнерским фирмам, чтобы помочь ребятам найти работу или получить интересные заказы.

Хотя, как мы говорили, конкурс еще официально не объявлен, работы на него уже начали поступать. Двенадцать творений пришли из Самары, причем одно из них от пятилетнего мальчика. Более десятка предложили московские ребята — ученики арт-класса фонда.

Никита Мельников (15 лет):

— Свою работу я назвал «Вселенная». Взял обычную комнату с мебелью и завернул ее. Получилось нечто летяще-смазанное. Мне кажется, в мире у нас такой же хаос.

Впервые я «залез» в компьютер три года назад, когда родители купили его. Открыл там графическую программу и нарисовал обычный черный квадрат. В то время я учился в художественной школе, и электронная машина была нужна только для практических целей — подбирать цветовую гамму, экспериментировать с формами и объемами. По сравнению с работой красками и карандашом там открывались потрясающие возможности. Однажды, копаясь в Интернете, нашел сайт с абстракционистскими рисунками. С тех пор начал сам создавать разные сюжеты. Когда я больше играл, чем творил на экране, родители ругались. Теперь они довольны, я ведь не просто клавиши нажимаю, а учусь программировать. Недавно даже музыкальную мелодию написал.

Петя Ермоленко (10 лет):

— Я долго думал, что бы такое сотворить, а потом осенило. Моя картина называется «Рождение мира». Не уверен, что именно так все и было, но мне представляется темно-синяя дыра, из которой вылезает светлый, желто-красный мир. Компьютер я освоил в пять лет.

Очень часто родители, уходя на работу, оставляли меня с бабушкой. Когда ее неожиданно вызывали в институт, она брала меня с собой. У них там в каждой комнате стоял компьютер. Сначала играл в простые игры, потому что интересных программ там просто не было. Два года назад на семейном совете решили купить компьютер домой. В прошлом году освоил рисование в Painter и Paintbrash. Дух захватывает, какие там возможности для творчества открываются. В день мне разрешается сидеть час-полтора. Когда мамы нет, тайком занимаюсь часа по три. А вообще-то больше и времени нет, ведь приходится ходить на водное поло, английский.