Урок для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями, 1 класс - «Сибирский кедр»

Урок для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями, 1 класс - «Сибирский кедр»Урок для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями, 1 класс - «Сибирский кедр»

Проблема воспитания и обучения детей  с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии,  достаточно сложно. Отклонения в развитии речи влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение друг с другом и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Речь - великий дар природы, благодаря которой люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу и в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а порой и агрессивными. Но если речь – это дар природы, значит, и помощи в ее коррекции мы можем попросить у природы.


Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания и развития детей. Я.А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, воли и чувств»;         К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития.
Поэтому в школе ребенок отклонениями в развитии получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные этапы экологической культуры. Мы, взрослые, должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним.
Мой практический опыт показывает, что при общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.
Дети с  отклонениями в развитии не всегда готовы к общению, замыкаются в себе, не желают вступать в контакт ни с взрослыми, ни со сверстниками. При непосредственном общении с миром природы их души раскрываются, они чувствуют себя «в своей тарелке», частицами этого мира. В результате этого общения у детей с отклонениями в развитии развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание, обогащается словарный запас, развивается зрительная память, формируются трудовые умения и навыки. У них появляются друзья - сначала в мире природы, а затем уже и среди сверстников.
Первым и чрезвычайно важным условием реализации системы экологического образования детей с  отклонениями в развитии я поставила эколого-развивающую среду. Это, прежде всего, уголок живой природы, правильная организация и оборудование. которого позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры, по реализации познавательной и речевой деятельности, по формированию трудовых умений и навыков, систематического наблюдения за объектами живой и неживой природы, экспериментированию с природными материалами.
Особая роль в экологическом воспитании детей с отклонениями в развитии отвожу на прогулке Экологической тропе. Экологическая тропинка имеет отдельные экологические остановки, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку: «Березки», «Альпийская горка», «Лекарственные травы», «Водоем», «Берегите птиц!». Альпийская горка – одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Даже на небольшом участке создали миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые радуют своим цветением с ранней весны до поздней осени. Предпочтение отдаем вечнозеленым растениям, которые украшают горку в любое время года. Все растения красивы и необычны, интересны для рассматривания с детьми.
Во время прогулок и экскурсий по Экологической тропинке нас сопровождает сказочный герой Лесовичок. Дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает. Они учатся рассказывать о своих впечатлениях, делают зарисовки.
Считаю, важное средство образовательной работы с детьми с отклонениями в развитии является и систематическое обучение на занятиях. Такие занятия оказывают положительное воздействие на детей, способствуют интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Экологические занятия в школе часто переплетены с изучением определенной лексической темы, поэтому они приобретают важное  значение,  не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. На протяжении учебного года проводим с детьми  ежедневный уход за обитателями уголка живой природы. Дети учатся видеть, какие условия необходимы обитателям уголка, учатся практически выполнять трудовые действия, овладевают орудиями труда.
Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения проводятся в разные режимные моменты. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.
Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Походы, экскурсии, целевые прогулки дают ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц. Вместе с детьми изучаем природу родного края непосредственно, на примере реальных природных объектов в их естественных условиях существования.
Думаю, что социально значимыми мероприятиями в экологическом воспитании являются природоохранительные акции. Провели: «Берегите птиц», «Зеленая елочка - живая иголочка», «Украсим дом цветами, «День Земли».
Неотъемлемой частью экологического воспитания детей с отклонениями в развитии является осознание  того, что человек – это часть окружающего мира, все люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы не только сохранить природу, но и приумножить ее.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в школе, но и от реальной жизненной обстановки. Важно  при работе с младшими школьниками  не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам и заключениям.
Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.
К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому я стремлюсь во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить детям красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило мой выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми с отклонениями в развитии   - воспитание экологической культуры.
Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

Характеристика на детей 1 класса  МСКОУ школы №10

В первом классе начальной школы обучаются 11 человек. Из них 6 девочек и 5 мальчиков. Возраст 7- лет.
В классе 4 гиперактивных ребенка, которые требуют постоянного внимания.
Все дети легко вступают в контакт. Обращенную речь понимают в полном объеме.
Преобладает наглядно – образное мышление. Ведущая деятельность – игровая.
Любимыми предметами являются: математика, физкультура.
Представления об окружающем мире преобладает ниже  возрастной нормы.
В классе 3 ребенка – инвалида. На уроке быстро наступает утомляемость у 80 % детей.
Климат в классе благоприятный. Дети проявляют заботу друг о друге. Не боятся проявить себя, задавать вопросы.
Более всего интересуют темы об окружающем мире.

Анализ урока

Перед школой 21 информационного века стоит задача развития  познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.
При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные  способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит обучающимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Урок «Сибирский кедр» в большей мере соответствует моему педагогическому креду
Тема представленного урока – «Сибирский кедр»
Цель урока: формирование экологического мышления как составляющей экологической культуры младшего школьника (на примере знакомства с сибирским кедром)
Программное содержание:
Образовательные:
-сформировать представление  о развитии и росте Сибирского кедра;

              -сформировать понятие о среде произрастания кедра и об условиях его жизни;
-способствовать усвоения норм и правил поведения в природе;
-дать понятие о простой народной мудрости: «Благополучие природы - залог долгой жизни человека».
Развивающие:
-развивать экспериментальную сферу и творческое воображение детей;
-развивать связную диалогическую речь детей и экологическую грамотность.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к кедру, природе и к своему здоровью.
Традиционно в своей работе я использую развивающие приемы подведения к формулированию темы урока. С этой целью используются дидактические игры, проблемные ситуации, подводящий диалог. На  уроке  в качестве дидактической игры был использован сюжетный момент,  старичок – Лесовичок прислал посылку  из леса.
Тем самым, в начале урока целенаправленно была создана атмосфера  .
Урок построен на основе создания проблемной  ситуации, которая стимулировала самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; работа в группе позволила организовать повторение изученного раннее материала.
В единой логике были построены все этапы урока. Проверка результативности знания темы обучающими была организована в форме вопрос – ответ. Обучающиеся осознано отвечали на вопросы и комментировали ответы своих товарищей, осуществляя при этом нравственный диалог.
Учитывая возрастные  особенности младших школьников, была организована опытно – экспериментальная работа (счет листиков в одном пучке, посадка семечек – орешек).
Методика данного урока позволила проявить у обучающихся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Обучающиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.
При подготовке урока я опиралась на метод исследования – эвристический, в основе которого лежит обучение сотрудничества и поиска. Целью обучения  сотрудничества и поиска должно явиться осознание каждым учеником личного участия и ответственности за успех совместной работы.
Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялось наиболее ярко на этапе посадки семечки – орешки, обретение верного друга, с которым можно делить радости и огорчения.
Рефлексия была организована на уроке с использованием экологических знаков, при помощи которых дети научились беречь и охранять природу родного края.
Организованная на протяжении всего урока работа на улице, около кедра, привела младших школьников к единому выводу о значимости бережного отношения к лесам Сибири, непосредственно к дереву жизни- кедру.
Достижению цели способствовали следующие методы:
-эвристический;
-самостоятельная работа обучающихся;
-использование в качестве наглядности экологические знаки;
-работа с дидактическим материалом.
Показателем эффективности данного урока, по моему мнению, явилась активная познавательная деятельность обучающихся в течение  всего урока.
К недочетам проведенного урока я, наверное, отнесу несколько затянутый по времени этап подведения итогов. Это вызвано проблемой обучения детей с отклонениями в развитии, быстро наступает утомляемость у детей.

Программное содержание:

Образовательные:
-сформировать представление  о развитии и росте Сибирского кедра;       
-сформировать понятие о среде произрастания кедра и об условиях
его жизни;
-способствовать усвоения норм и правил поведения в природе;
-дать понятие о простой народной мудрости: «Благополучие природы - залог долгой жизни человека».

Развивающие:
-развивать экспериментальную сферу и творческое воображение детей;
-развивать связную диалогическую речь детей и экологическую грамотность.

Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к кедру, природе и к своему здоровью.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
хвоя, кедровые, прорастают, росток.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
презентация «Кедр», беседа о деревьях, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.

ОБОРУДОВАНИЕ:
картинки – схемы по правилам, горшочки с землей, орехи кедровые.

Ход занятий

– Я очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на необычное занятие. Старичок – Лесовичок прислал нам посылку  из леса. Вам хотелось бы посмотреть, что в ней находиться? (ответы детей).
- Как вы думаете, что прислал из своего леса Лесовичок?
(ответы детей).
-В посылке кедровая шишка. Она много знает и сегодня ей хочется пригласить вас на экскурсию и рассказать вам что-то интересное. Вы согласны? (ответы детей).
–Давайте вспомним правила поведения.
(ответы детей).
-Вы молодцы все правильно вспомнили. Теперь пора отправляться. (Дети вместе с учителем отправляются на участок, где растет кедр)
-Вот мы и пришли. Посмотрите, какое большое, красивое дерево. Давайте подойдем поближе и  познакомимся с этим деревом. Кто знает, как оно называется?
(ответы детей).
– Ребята. Есть много деревьев, и все они разные. Но сегодня я хочу вместе с шишкой рассказать вам о дереве, которое называется Кедр. Оказывается, в мире есть много разновидностей кедра. Давайте вспомним, названия кедра, который растет в других краях.
(ответы детей).
- Молодцы, правильно это кедр атласский, кедр ливанский, кедр кипрский. Сегодня мы пришли к кедру, который растет у нас в России, на территории наших Сибирских лесов. Это самое могучее, красивое дерево наших лесов. Оно является символом Сибири.
– Вот оно, это дерево – очень большое, старое. Посмотрите, оно намного выше нас. Живет на земле уже долго, оно много всего знает, оно мудрое.
– Ребята, а что вы делаете, когда встречаетесь с взрослыми?
(ответы детей).
– Правильно, здороваетесь!
– Сейчас каждый из нас подойдет к Кедру, прижмет свои ладошки к его стволу и скажет: «Здравствуй, меня зовут…» – и называет свое имя. (Дети подходят к дереву и здороваются).
-Вставайте удобнее, а я постараюсь поделиться с вами теми знаниями, которые у меня есть. Я расскажу все, что я знаю о Кедре, а кедровая шишка мне поможет.
– Человека всегда сравнивали с деревом. А как сравнивали, что при этом говорили?
(Ответы детей).
–  Правильно, здоровый, как Сибирский кедр.
– Давайте рассмотрим хвою дерева. Ребята, ХВОЯ- листья большинства хвойных растений. Игловидные или уплощенные неколючие, вечнозеленые. Давайте посчитаем, сколько у кедра листиков-иголочек в одном пучке, у кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-зеленого цвета.
–Отгадайте загадку. «Зимой и летом одним цветом»
(ответы детей).
–Это елка, но такую загадку можно загадать и про наш Кедр. Все лиственные деревья осенью сбрасывают свой наряд. Но Кедр круглый год стоит в своем зеленом мохнатом наряде. Иголки-листочки, пробившись из чешуйки, живут на ветке от 4 до 7 лет. Вот и получается, что стоит наш великан, круглый год зеленый. Если вы придете в лес, где растут кедрачи и вам захочется обхватить ствол Кедра руками, то у вас ничего не получится, потому что ствол очень большей. А вот если вы все вместе возьметесь за руки, то тогда вы его обхватите. Давайте возьмемся за руки и увидим, какой могучий у кедра ствол.
Дети берутся за руки и делают круг вокруг дерева.
– Ребята, как вы думаете, кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже маленьким?
(ответы детей).
– Из чего вырос Кедр?
(ответы детей).
– Как называется это семечко?
(ответы детей).
– Каждое растение появляется из семени. У кедра это семя называется орешки. Но каждое орешко-семечко спрятано в домике, а в какой я вам загадаю загадку.
«Вот ящик почтовый. В нем писем не счесть. И в каждом пушистый кедр есть».
(ответы детей).
– Когда Кедру исполнится, 30 лет в его жизни произойдет, маленькое чудо. Весной, когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, они еще зеленые и не созрели. Для того,  чтобы шишка созрела, нужно время. 15 месяцев шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать. В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную смолу, поспеет. Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей, чтобы полакомиться кедровыми орешками. Ребята, как вы понимаете слово кедровые?
(ответы детей).
- Правильно, молодцы. Какие жители приходят к дереву?
(ответы детей).
-Как же кедр сам сможет посадить свои семена?
(ответы детей).
–К дереву приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка, которая, называется Кедровка.  Она  помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка  сама не знает, какое доброе дело делает. Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромнее место чтобы никто не нашел их. Часть своих запасов съест зимой сама, а остальные орешки съедят мыши. Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухает и прорастает. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете, слово прорастают?
(ответы детей).
-У ореха появится маленький росточек. Маленький кедр начнет расти. Когда пройдет 30 лет, этот маленький росток превратится в могучий Кедр.
– Что нужно, для того, чтобы выросли вы? 
(ответы детей)
– Что нужно, для того, чтобы вырос кедр? 
(ответы детей)
–Так же и дереву необходимы солнце, воздух, вода  и конечно бережное отношение.
– Ребята, если у кедра будут благоприятные условия для жизни, то он может прожить 800 лет.
–Сейчас каждый из нас сможет посадить семечко-орешко, из которого появится кедр. Посадив дерево, вы обретете себе верного друга, с которым можно делить и радости, и горести огорчения.
Дети садят орешки в маленькие горшочки с землей.
– Через 25 дней у нас должны появиться всходы, и три года мы будем за ними ухаживать. Вы уже будете в старших классах, и все вместе весной через 3 года мы высадим маленькие кедры  у нас во дворе школы.
– Ребята, раньше люди не только изготовляли из кедра различные предметы, но и ему поклонялись. Кедр считался священным деревом. Люди просили кедр, чтобы он дал им крепкое здоровье, мудрость, силу.
Давайте и мы подойдем к кедру и попросим у него то, что он хотел бы себе: здоровья, мудрости, сил.
Дети подходят к дереву, и каждый просит что-нибудь для себя.
-В ответ, дорогой кедр, мы обещаем беречь и охранять тебя, деревья и природу.
-Ребята, а как это сделать?
(ответы детей).
-Правильно, молодцы.
-Вот тебе, дерево, птица. Она спасет тебя от вредителей.
-Вот тебе, дерево, солнышко. Оно согреет тебя.
-Вот тебе, дерево, капелька. Она напоит тебя и умоет.
-Вот тебе, дерево, снежинка. Они укроет тебя от мороза.
-А это, деревце, особый знак: он защитит тебя от браконьеров.
-В знак благодарности кедр дарит вам орехи.
-За ваши добрые сердца я дарю вам экологические знаки, которые вы развесите у себя в классе, чтобы все научились беречь и охранять природу. Ведь «Благополучие природы – залог долгой жизни человека.»

Приложение

Список литературы

1. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005 г.
3. Леонтьев А.А. Школа 2100.
4. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-специальная (коррекционная) общеобразовательнаяVIII вида школы №10 города Асина Томской области
Учитель 1 квалифицированной  категории Кривощекова Елена Вячеславовна
г. Асино -2011

Проблема воспитания и обучения детей  с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных в коррекционной педагогике. Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии,  достаточно сложно. Отклонения в развитии речи влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют общение друг с другом и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Речь - великий дар природы, благодаря которой люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь оказывает человеку огромную услугу и в познании мира. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, а порой и агрессивными. Но если речь – это дар природы, значит, и помощи в ее коррекции мы можем попросить у природы.
Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания и развития детей. Я.А. Коменский видел в природе «источник знаний, средство для развития ума, воли и чувств»;         К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для их умственного и речевого развития.
Поэтому в школе ребенок отклонениями в развитии получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные этапы экологической культуры. Мы, взрослые, должны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним.
Мой практический опыт показывает, что при общении с природой ребенок раскрывается, у него развивается наблюдательность, внимание, зрительная память, обогащается словарный запас, формируется умение отвечать на вопросы и пересказывать услышанное.
Дети с  отклонениями в развитии не всегда готовы к общению, замыкаются в себе, не желают вступать в контакт ни с взрослыми, ни со сверстниками. При непосредственном общении с миром природы их души раскрываются, они чувствуют себя «в своей тарелке», частицами этого мира. В результате этого общения у детей с отклонениями в развитии развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание, обогащается словарный запас, развивается зрительная память, формируются трудовые умения и навыки. У них появляются друзья - сначала в мире природы, а затем уже и среди сверстников.
Первым и чрезвычайно важным условием реализации системы экологического образования детей с  отклонениями в развитии я поставила эколого-развивающую среду. Это, прежде всего, уголок живой природы, правильная организация и оборудование. которого позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры, по реализации познавательной и речевой деятельности, по формированию трудовых умений и навыков, систематического наблюдения за объектами живой и неживой природы, экспериментированию с природными материалами.
Особая роль в экологическом воспитании детей с отклонениями в развитии отвожу на прогулке Экологической тропе. Экологическая тропинка имеет отдельные экологические остановки, каждая из которых несет свою смысловую нагрузку: «Березки», «Альпийская горка», «Лекарственные травы», «Водоем», «Берегите птиц!». Альпийская горка – одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Даже на небольшом участке создали миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые радуют своим цветением с ранней весны до поздней осени. Предпочтение отдаем вечнозеленым растениям, которые украшают горку в любое время года. Все растения красивы и необычны, интересны для рассматривания с детьми.
Во время прогулок и экскурсий по Экологической тропинке нас сопровождает сказочный герой Лесовичок. Дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает. Они учатся рассказывать о своих впечатлениях, делают зарисовки.
Считаю, важное средство образовательной работы с детьми с отклонениями в развитии является и систематическое обучение на занятиях. Такие занятия оказывают положительное воздействие на детей, способствуют интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Экологические занятия в школе часто переплетены с изучением определенной лексической темы, поэтому они приобретают важное  значение,  не только в формировании экологической культуры, но и в обогащении, расширении лексического запаса слов детей, в развитии правильной, грамотной и связной речи. Дети учатся задавать вопросы, отвечать на них: «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?» и т.д. На протяжении учебного года проводим с детьми  ежедневный уход за обитателями уголка живой природы. Дети учатся видеть, какие условия необходимы обитателям уголка, учатся практически выполнять трудовые действия, овладевают орудиями труда.
Близость с природой возбуждает эмоции, улучшает речевую активность. В зависимости от содержания, наблюдения проводятся в разные режимные моменты. Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Самое главное – это задавать детям четкие, конкретные вопросы, выслушать их ответы и доброжелательно реагировать на каждое сообщение, похвалой стимулировать детей на дальнейший поиск информации.
Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Походы, экскурсии, целевые прогулки дают ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц. Вместе с детьми изучаем природу родного края непосредственно, на примере реальных природных объектов в их естественных условиях существования.
Думаю, что социально значимыми мероприятиями в экологическом воспитании являются природоохранительные акции. Провели: «Берегите птиц», «Зеленая елочка - живая иголочка», «Украсим дом цветами, «День Земли».
Неотъемлемой частью экологического воспитания детей с отклонениями в развитии является осознание  того, что человек – это часть окружающего мира, все люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы не только сохранить природу, но и приумножить ее.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в школе, но и от реальной жизненной обстановки. Важно  при работе с младшими школьниками  не давать рецептов поведения в природе, а постепенно, посредством заданий и вопросов подводить ребенка к собственным выводам и заключениям.
Мы рождены природой. На протяжении многих столетий на всей планете люди жили в тесном контакте с ней: она давала им кров и пропитание, лекарства и защиту, В те времена человек боготворил природу и вынужден был так строить свои взаимоотношения с ней, чтобы сохранить необходимые ресурсы.
К сожалению, в наше время эта связь утеряна. Сегодня мы, городские жители, воспринимаем природу как нечто отдаленное с экранов телевизоров. Человек, невидящий красоты природы хуже, чем слепой: у него слепота души, а от того, у кого слепа душа, не жди доброты и честности, преданности и мужества. Поэтому я стремлюсь во время заметить и поддержать у детей познавательный интерес на самых простых примерах, окружающих маленьких горожан в их повседневной жизни. Ведь, если мы, взрослые, сумеем показать и объяснить детям красоту и самоценность живой и неживой природы, если они поймут, что полноценных эмоциональных заменителей живого не существует, если будем, терпеливы и внимательны к десяткам детских вопросов, – будущее не покажется нам безнадежным. Значит главное - помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек творчества и радости жизни. Это определило мой выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми с отклонениями в развитии   - воспитание экологической культуры.
Экологическое воспитание – это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости детей и их интереса к окружающему миру.

 

Характеристика на детей 1 класса  МСКОУ школы №10

В первом классе начальной школы обучаются 11 человек. Из них 6 девочек и 5 мальчиков. Возраст 7- лет.
В классе 4 гиперактивных ребенка, которые требуют постоянного внимания.
Все дети легко вступают в контакт. Обращенную речь понимают в полном объеме.
Преобладает наглядно – образное мышление. Ведущая деятельность – игровая.
Любимыми предметами являются: математика, физкультура.
Представления об окружающем мире преобладает ниже  возрастной нормы.
В классе 3 ребенка – инвалида. На уроке быстро наступает утомляемость у 80 % детей.
Климат в классе благоприятный. Дети проявляют заботу друг о друге. Не боятся проявить себя, задавать вопросы.
Более всего интересуют темы об окружающем мире.

Анализ урока

Перед школой 21 информационного века стоит задача развития  познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.
При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, более современные и доступные  способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит обучающимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.

Урок «Сибирский кедр» в большей мере соответствует моему педагогическому креду
Тема представленного урока – «Сибирский кедр»
Цель урока: формирование экологического мышления как составляющей экологической культуры младшего школьника (на примере знакомства с сибирским кедром)
Программное содержание:
Образовательные:
-сформировать представление  о развитии и росте Сибирского кедра;

              -сформировать понятие о среде произрастания кедра и об условиях его жизни;
-способствовать усвоения норм и правил поведения в природе;
-дать понятие о простой народной мудрости: «Благополучие природы - залог долгой жизни человека».
Развивающие:
-развивать экспериментальную сферу и творческое воображение детей;
-развивать связную диалогическую речь детей и экологическую грамотность.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к кедру, природе и к своему здоровью.
Традиционно в своей работе я использую развивающие приемы подведения к формулированию темы урока. С этой целью используются дидактические игры, проблемные ситуации, подводящий диалог. На  уроке  в качестве дидактической игры был использован сюжетный момент,  старичок – Лесовичок прислал посылку  из леса.
Тем самым, в начале урока целенаправленно была создана атмосфера  .
Урок построен на основе создания проблемной  ситуации, которая стимулировала самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; работа в группе позволила организовать повторение изученного раннее материала.
В единой логике были построены все этапы урока. Проверка результативности знания темы обучающими была организована в форме вопрос – ответ. Обучающиеся осознано отвечали на вопросы и комментировали ответы своих товарищей, осуществляя при этом нравственный диалог.
Учитывая возрастные  особенности младших школьников, была организована опытно – экспериментальная работа (счет листиков в одном пучке, посадка семечек – орешек).
Методика данного урока позволила проявить у обучающихся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Обучающиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.
При подготовке урока я опиралась на метод исследования – эвристический, в основе которого лежит обучение сотрудничества и поиска. Целью обучения  сотрудничества и поиска должно явиться осознание каждым учеником личного участия и ответственности за успех совместной работы.
Реализация воспитательного потенциала урока осуществлялось наиболее ярко на этапе посадки семечки – орешки, обретение верного друга, с которым можно делить радости и огорчения.
Рефлексия была организована на уроке с использованием экологических знаков, при помощи которых дети научились беречь и охранять природу родного края.
Организованная на протяжении всего урока работа на улице, около кедра, привела младших школьников к единому выводу о значимости бережного отношения к лесам Сибири, непосредственно к дереву жизни- кедру.
Достижению цели способствовали следующие методы:
-эвристический;
-самостоятельная работа обучающихся;
-использование в качестве наглядности экологические знаки;
-работа с дидактическим материалом.
Показателем эффективности данного урока, по моему мнению, явилась активная познавательная деятельность обучающихся в течение  всего урока.
К недочетам проведенного урока я, наверное, отнесу несколько затянутый по времени этап подведения итогов. Это вызвано проблемой обучения детей с отклонениями в развитии, быстро наступает утомляемость у детей.

Программное содержание:

Образовательные:
-сформировать представление  о развитии и росте Сибирского кедра;       
-сформировать понятие о среде произрастания кедра и об условиях
его жизни;
-способствовать усвоения норм и правил поведения в природе;
-дать понятие о простой народной мудрости: «Благополучие природы - залог долгой жизни человека».

Развивающие:
-развивать экспериментальную сферу и творческое воображение детей;
-развивать связную диалогическую речь детей и экологическую грамотность.

Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к кедру, природе и к своему здоровью.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
хвоя, кедровые, прорастают, росток.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
презентация «Кедр», беседа о деревьях, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.

ОБОРУДОВАНИЕ:
картинки – схемы по правилам, горшочки с землей, орехи кедровые.

Ход занятий

– Я очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на необычное занятие. Старичок – Лесовичок прислал нам посылку  из леса. Вам хотелось бы посмотреть, что в ней находиться? (ответы детей).
- Как вы думаете, что прислал из своего леса Лесовичок?
(ответы детей).
-В посылке кедровая шишка. Она много знает и сегодня ей хочется пригласить вас на экскурсию и рассказать вам что-то интересное. Вы согласны? (ответы детей).
–Давайте вспомним правила поведения.
(ответы детей).
-Вы молодцы все правильно вспомнили. Теперь пора отправляться. (Дети вместе с учителем отправляются на участок, где растет кедр)
-Вот мы и пришли. Посмотрите, какое большое, красивое дерево. Давайте подойдем поближе и  познакомимся с этим деревом. Кто знает, как оно называется?
(ответы детей).
– Ребята. Есть много деревьев, и все они разные. Но сегодня я хочу вместе с шишкой рассказать вам о дереве, которое называется Кедр. Оказывается, в мире есть много разновидностей кедра. Давайте вспомним, названия кедра, который растет в других краях.
(ответы детей).
- Молодцы, правильно это кедр атласский, кедр ливанский, кедр кипрский. Сегодня мы пришли к кедру, который растет у нас в России, на территории наших Сибирских лесов. Это самое могучее, красивое дерево наших лесов. Оно является символом Сибири.
– Вот оно, это дерево – очень большое, старое. Посмотрите, оно намного выше нас. Живет на земле уже долго, оно много всего знает, оно мудрое.
– Ребята, а что вы делаете, когда встречаетесь с взрослыми?
(ответы детей).
– Правильно, здороваетесь!
– Сейчас каждый из нас подойдет к Кедру, прижмет свои ладошки к его стволу и скажет: «Здравствуй, меня зовут…» – и называет свое имя. (Дети подходят к дереву и здороваются).
-Вставайте удобнее, а я постараюсь поделиться с вами теми знаниями, которые у меня есть. Я расскажу все, что я знаю о Кедре, а кедровая шишка мне поможет.
– Человека всегда сравнивали с деревом. А как сравнивали, что при этом говорили?
(Ответы детей).
–  Правильно, здоровый, как Сибирский кедр.
– Давайте рассмотрим хвою дерева. Ребята, ХВОЯ- листья большинства хвойных растений. Игловидные или уплощенные неколючие, вечнозеленые. Давайте посчитаем, сколько у кедра листиков-иголочек в одном пучке, у кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок, темно-зеленого цвета.
–Отгадайте загадку. «Зимой и летом одним цветом»
(ответы детей).
–Это елка, но такую загадку можно загадать и про наш Кедр. Все лиственные деревья осенью сбрасывают свой наряд. Но Кедр круглый год стоит в своем зеленом мохнатом наряде. Иголки-листочки, пробившись из чешуйки, живут на ветке от 4 до 7 лет. Вот и получается, что стоит наш великан, круглый год зеленый. Если вы придете в лес, где растут кедрачи и вам захочется обхватить ствол Кедра руками, то у вас ничего не получится, потому что ствол очень большей. А вот если вы все вместе возьметесь за руки, то тогда вы его обхватите. Давайте возьмемся за руки и увидим, какой могучий у кедра ствол.
Дети берутся за руки и делают круг вокруг дерева.
– Ребята, как вы думаете, кедр сразу стал таким большим и могучим, или когда-то он был тоже маленьким?
(ответы детей).
– Из чего вырос Кедр?
(ответы детей).
– Как называется это семечко?
(ответы детей).
– Каждое растение появляется из семени. У кедра это семя называется орешки. Но каждое орешко-семечко спрятано в домике, а в какой я вам загадаю загадку.
«Вот ящик почтовый. В нем писем не счесть. И в каждом пушистый кедр есть».
(ответы детей).
– Когда Кедру исполнится, 30 лет в его жизни произойдет, маленькое чудо. Весной, когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет, на том месте появляются маленькие шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук. Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, они еще зеленые и не созрели. Для того,  чтобы шишка созрела, нужно время. 15 месяцев шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать. В сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную смолу, поспеет. Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей, чтобы полакомиться кедровыми орешками. Ребята, как вы понимаете слово кедровые?
(ответы детей).
- Правильно, молодцы. Какие жители приходят к дереву?
(ответы детей).
-Как же кедр сам сможет посадить свои семена?
(ответы детей).
–К дереву приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка, которая, называется Кедровка.  Она  помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка  сама не знает, какое доброе дело делает. Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромнее место чтобы никто не нашел их. Часть своих запасов съест зимой сама, а остальные орешки съедят мыши. Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухает и прорастает. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете, слово прорастают?
(ответы детей).
-У ореха появится маленький росточек. Маленький кедр начнет расти. Когда пройдет 30 лет, этот маленький росток превратится в могучий Кедр.
– Что нужно, для того, чтобы выросли вы? 
(ответы детей)
– Что нужно, для того, чтобы вырос кедр? 
(ответы детей)
–Так же и дереву необходимы солнце, воздух, вода  и конечно бережное отношение.
– Ребята, если у кедра будут благоприятные условия для жизни, то он может прожить 800 лет.
–Сейчас каждый из нас сможет посадить семечко-орешко, из которого появится кедр. Посадив дерево, вы обретете себе верного друга, с которым можно делить и радости, и горести огорчения.
Дети садят орешки в маленькие горшочки с землей.
– Через 25 дней у нас должны появиться всходы, и три года мы будем за ними ухаживать. Вы уже будете в старших классах, и все вместе весной через 3 года мы высадим маленькие кедры  у нас во дворе школы.
– Ребята, раньше люди не только изготовляли из кедра различные предметы, но и ему поклонялись. Кедр считался священным деревом. Люди просили кедр, чтобы он дал им крепкое здоровье, мудрость, силу.
Давайте и мы подойдем к кедру и попросим у него то, что он хотел бы себе: здоровья, мудрости, сил.
Дети подходят к дереву, и каждый просит что-нибудь для себя.
-В ответ, дорогой кедр, мы обещаем беречь и охранять тебя, деревья и природу.
-Ребята, а как это сделать?
(ответы детей).
-Правильно, молодцы.
-Вот тебе, дерево, птица. Она спасет тебя от вредителей.
-Вот тебе, дерево, солнышко. Оно согреет тебя.
-Вот тебе, дерево, капелька. Она напоит тебя и умоет.
-Вот тебе, дерево, снежинка. Они укроет тебя от мороза.
-А это, деревце, особый знак: он защитит тебя от браконьеров.
-В знак благодарности кедр дарит вам орехи.
-За ваши добрые сердца я дарю вам экологические знаки, которые вы развесите у себя в классе, чтобы все научились беречь и охранять природу. Ведь «Благополучие природы – залог долгой жизни человека.»

Приложение

Список литературы

1. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.
2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005 г.
3. Леонтьев А.А. Школа 2100.
4. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989.


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья-специальная (коррекционная) общеобразовательнаяVIII вида школы №10 города Асина Томской области
Учитель 1 квалифицированной  категории Кривощекова Елена Вячеславовна
г. Асино -2011