Развитие творческого воображения во внеурочное время

Развитие творческого воображения во внеурочное времяРазвитие творческого воображения во внеурочное время

Автор: Искра Виктория Васильевна
Должность :Воспитатель группы продленного дня, МБСКОУ.
Организация: Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)общеобразовательное учреждение для обучающихся(воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья «Усть-Абаканская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», МБСКОУ
П.г.т. Усть-Абакан

Творческое воображение-умение выразить себя, свои мысли, чувства на листке бумаги. Творческое воображение становится необходимым условием социальной адаптации и личностного становления.


Воображение – один из механизмов проектирования будущего.Как отмечал Л.С.Выготский ,подросток строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам . Развивая воображение подростков ,мы помогаем им понять , «проиграть » свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни.


Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.
Развитие творческих способностей школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач. Задача - это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
При развитии потребностей и интересов в творчестве воспитатели используют различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом занятия отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.
Самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанной сказки. Так, например, инсценировка сказки «Теремок».Этому способствует подготовка к мероприятию. Все ребята задействованы в изготовлении масок зверей, рисованию названия сказки ,изготовлению костюмов. Все с желанием хотят поучаствовать в инсценировке, побыть в роли того или иного зверя.
В своей работе я использую различные формы работы в этом направлении: экскурсии в природу, сюжетно-ролевые игры, творческие задания, знакомство с произведениями искусства, создание проектов, рассказ , просмотр видеофильмов, экскурсии, конкурсы, викторины, практические занятия, целевые прогулки, игры, различные выставки. Также предусматривается совместная работа с такими организациями и учреждениями как: музеи ,кинотеатры, детские библиотеки.
На занятиях во внеурочное время воспитатели школы знакомят детей с народно-художественными промыслами. У школьников формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративные изделия. Также данные занятия способствуют развитию художественных способностей школьников, воспитанию хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края, развивают художественный вкус и творческое воображение, умение выполнять алгоритм по известным шагам; развивают внимание, память, пространственное и логическое мышление.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, способствующее формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающее преемственность между учебой и игрой. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. С большим интересом обучающие воспитанники занимаются объемным, плоским оригами. Свои наработки я показываю виде презентаций на педсовете,провожу мастер-классы с детьми и педагогами.

Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это следующие технологии:1.Технология модульного обучения(П.И.Третьяков, И.Б.Сенновский, М.А.Чошанов)
2.Игровые технологии(Никитина , Зака )
3.Педагогика сотрудничества(С.Л.Соловейчик)
4.Природосообразные технологии (А.М.Кушнер)
5.Здоровьесберегающие( Н.Ф.Базарного , В. И. Ковалько.)
В своей работе часто использую интернет ресурсы, разные детские сайты.
В частности когда ребята используют для рисования геометрических фигур программу «Paint»,печатают стихотворный текст.
Игровые технологии успешно используют все воспитатели группы продленного дня. Технологию развивающего обучения, сущность которой заключается в организации учебного процесса, направленного на реализацию потенциальных возможностей человека.
Эффективно использую презентации во время воспитательных часов. Компьютер, DVD являются основным элементом ведения урока. Что нужно чаще использовать Интернет, готовые цифровые образовательные ресурсы, создавать свои варианты занятий с эффективным использованием современных компьютерных технологий.
Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: фестивали, конкурсы, праздники, выставки творческих работ, игры. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела. Зачастую в этих творческих делах принимают активное участие родители.
Ежегодно в нашей школе выставляются работы на районном, региональном уровне. Печатаются рисунки в журнале «Миша»,в газете «Шанс»в рубрике «Детский мир »
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, виду деятельности, занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика.
Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, тупости, отсталости, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеклассной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.
Библиографический список
1.Брушлинский, А.В.Воображение и творчество/А.В. Брушлинский// Научное творчество.-М.,1969.
2.Выгодский .Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте –М.,1997.
3.Селевко,Г.К.Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.-2005.-Школьные технологии С.16-65
4.Журнал Воспитание школьников №8,2008.с.39-46.
5.Из опыта работы.