Что волнует французских школьников?

Что волнует французских школьников?Что волнует французских школьников?

Бедные маленькие французы! Когда их российские сверстники уже вовсю гоняют на великах, загорают на море или просто валяются у телевизора, французские школьники все еще корпят над учебниками: летние каникулы во Франции длятся всего два месяца июль и август.

Едва ли не священная в России дата "первое сентября" не приводит в трепет французских учащихся: учебный год начинается здесь в один из дней первой недели месяца и почти никогда первого числа.

У французских школьников не принято заявляться в этот день в школы с цветами: цветы настраивают на праздничное настроение, а школа во французской традиции - это никак не праздник, это серьезное заведение.

Первый школьный день во Франции обычно сопровождается повышенным волнением, туго набитыми ранцами и конечно обязательными равиолями (итальянские пельмени) в столовой. С одинаковым усердием их поглощают и малыши, и ученики коллежей, и лицеисты. Но это не означает, что со школьным питанием во Франции проблем нет.
"Нужно ли детям на школьные обеды давать пять блюд или достаточно четырех? Почему дети не любят шпинат?" таковы самые животрепещущие проблемы, волнующие французское общество, особенно в начале учебного года.
"Когда школьникам дают слишком много блюд, считают детские диетологи, они бросаются сразу на самое, с их точки зрения, вкусное, чаще всего на сладкое. А от остальных отщипывают помаленьку и качественные продукты в результате оказываются в мусорном ведре". Поэтому специалисты предлагают сократить выбор: в таком случае дети вынуждены будут питаться более сбалансированно.

Вот, например, уже сегодня проблем с тем, как заставить школьников проглотить предложенное меню, в соседнем коллеже будет куда больше, чем накануне. В самом деле, если кусок хлеба, ломтик дыни, плавленый сыр, шоколадный крем на десерт дети еще и съедят, то вот жаркое из телятины под грибным соусом у многих вызывает стойкое недовольство. Как, впрочем, и филе из голавля, объявленное на четверг.

Французские дети привередливы. Это ни для кого не секрет. Прежде всего, для их родителей. Три ежедневных евро, в которые обходится школьный обед, нередко вылетают на ветер, принося головную боль мамам.

"Их послушать, так им вообще никогда не надо давать ни овощей, ни мяса", жалуется служительница школьной столовой. И это при том, что меню утверждается специалистами и отвечает диетическим и санитарным нормам.

Без обеда, впрочем, никак нельзя: занятия во французских школах начинаются в половине девятого утра, а заканчиваются в половине пятого. Обеденный перерыв с половины двенадцатого до половины второго святое время. Большинство детей питаются в школе, однако есть счастливчики, родители которых могут покормить свое чадо дома. Таких детей одноклассники, отправляющиеся в столовую, провожают завистливым взглядом...

Впрочем, французы пекутся не только о желудках своих чад. Приходя в школу, маленькие французы попадают в руки не только директора и учителей, но и других весьма важных персонажей, заботящихся о школьниках.

Французские родители, отправляющие свое дитятко в класс, стараются четко уяснить, к кому из ответственных лиц и по какому вопросу необходимо обращаться.
Главный советник по обучению (нечто вроде нашего завуча) контролирует дисциплину и прилежность учеников. Именно ему необходимо отдавать справки о пропусках занятий.
Главный преподаватель является представителем преподавательского коллектива. К нему следует обращаться в случае снижения успеваемости или проблем, возникающих между учеником и учителями.

Роль психолога-советника по вопросам школьной ориентации заключается в оказании ученикам коллежей и лицеев помощи в выборе будущей профессиональной ориентации. Этот специалист, как правило, работает сразу на несколько школ.

Работа школьного врача состоит в том, чтобы обеспечить своевременную диспансеризацию детей, особенно в первом и последнем классах каждого цикла начального, неполного среднего и среднего. Кроме того, врач должен вести работу по предупреждению эпидемических заболеваний в школе. На национальном уровне один школьный врач приходится на 8000 учеников, в Париже на 4000, поэтому он обслуживает сразу несколько школ.

В функции медсестры входит оказание при необходимости немедленной помощи ребенку.
Школьный психолог есть в штате лишь начальной школы (до 1011 лет). Он должен по просьбе преподавателей заниматься выявлением причин трудностей, возникающих в процессе обучения у того или иного ученика. Кстати, он не имеет права осматривать ребенка без согласия родителей.

Очень серьезной фигурой во французской школе является помощник по социальным вопросам. Он имеет право непосредственно обращаться к родителям ученика, чего не могут, например, учитель или врач. Он может обратить внимание соответствующих учреждений на неблагополучную обстановку в семье. С его участием можно решать, в частности, вопросы материальной помощи и льгот для учеников из семей с малыми доходами.

Если педагогический и медико-социальный коллективы школы и районных школьных учреждений сочтут необходимым, специальный педагог-психолог предпринимает шаги, чтобы помочь ученику вновь нормально включиться в учебный процесс.
Наконец, воспитатели занимаются учениками во внеурочные часы, ведя разного рода кружки и факультативы.

Французская школа весьма структурирована, здесь каждый член коллектива знает свой круг обязанностей и старается не вторгаться без нужды в дела коллег. Маленькие французы, проводящие в школе значительное время, с детства усваивают довольно строгие правила внутреннего распорядка и привыкают находить нужного им в данную минуту старшего собеседника.

Французские родители, как и их российские коллеги, весьма озабочены размерами и тяжестью портфелей, которые носят в школу их дети. Медики официально потребовали, чтобы вес учебников в ранцах не превышал 10 процентов веса учеников. Сегодня  "тяжесть портфельных знаний" достигает в среднем двадцати пяти и выше процентов веса сгибающегося под их тяжестью школьника.

Нынешние учебники не только непомерно тяжелы, но и крайне усложнены, совершенно не приспособлены к практике. "Пять первых страниц учебника по математике для начальных классов могут навсегда отвратить ребенка от этого предмета", заявляют специалисты и требуют менее тяжелой, но более реалистической программы.