Занятие по развитию речи в 1 в классе «В лесу родилась елочка…»

Занятие по развитию речи в 1 в классеЗанятие по развитию речи в 1 в классе «В лесу родилась елочка…»

(Внеурочная деятельность - кружок «Разноцветные слова» по ФГОСУ)

Подготовила учитель начальных классов МАОУ «СОШ №2    г.Лениногорска» I квалификационной категории: Нуриахметова Венера Анасовна Тема: «В лесу родилась елочка…»

Тип урока: обобщение

Цели и задачи:

- систематизировать полученные знания о многозначных словах, словах-признаках, родственных словах, синонимах, антонимах;

- расширять кругозор, развивать речь детей, обогащать их словарный запас;

- воспитывать чувство прекрасного, любознательность, интерес к русскому слову.

Скачать занятие

Скачтаь презентацию

Оборудование: аудиозапись с песенкой «В лесу родилась елочка..», компьютерная презентация по теме урока, искусственная елка.

                                            

                                                   Ход урока:

I.Оргмомент

Проверка правильной осанки при посадке.

II.Постановка цели и задач урока

Вводная беседа учителя.

- В некотором царстве,

В некотором государстве

Волнуется народ:

«Скоро, скоро Новый год!»

Будет ель-красавица,

Которая всем нравится,

На ветках ее игрушки,

Бусы, звездочки, хлопушки.

- О чем стихотворение? О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Главным украшением Новогодних праздников является елка. Знаете ли вы, что традицию украшать елку на Новый год ввел царь Петр 1?

-А мы с вами уже начали потихоньку готовиться к новогоднему празднику (показ необычной бумажной елки, выполненной коллективно с детьми).

- Вспомните, что помогло создать нам такую красивую и оригинальную елочку? (фантазия, трудолюбие, желание, взаимопомощь.)

- А чтобы было интересней, заглянем в страну «Разноцветных слов» и вспомним то, о чем мы с вами говорили ранее на занятиях по развитию речи.

III.Работа по теме урока.

  1. - Послушайте отрывок из стихотворения о зиме и о елке.                  (рассказывает ниже напечатанное стихотворение заранее подготовленная ученица)

                                      (Слайд №1)

Невесомые хлопья белые

В тишине летят, летят.

Спят деревья поределые,

Сном волшебным лес объят.

Забрела в сугробы елочка,

Призадумалась в снегах.

Изумрудные иголочки

В серебре и жемчугах.

- О каких хлопьях говорится в отрывке? (ответы детей)

-Как вы понимаете выделенные слова? (анализ выделенных слов).

- Для чего автор использовал эти слова?

- Как называют слова для описания предметов? (слова-признаки)

- Подберите слова-признаки к слову «елка» (ответы детей)

                                  (Слайд №2)

2)- Ребята, мы недавно говорили с вами о словах - родственниках. Чтобы нашей елочке не было обидно, подберем ей родственные слова. (ответы детей)

-А если я подберу слово «ела», это слово будет родственным к слову «ель»? Почему? Какие же слова называют родственными?

  1. - Поиграем в игру «Найди лишнее слово» Объясните свой ответ.

                                     (Слайд№3)

Ключ, ручка, стенка, кисть, ель.

- Какие слова называют многозначными? (слова, имеющие несколько значений)

4)

                                         (Слайд №4)

- Прочтите слова, что интересного заметили?

- Для чего в русском языке нужны слова, близкие по своему значению?

- Расположите слова, близкие по значению в порядке усиления значения:

Стужа, мороз, холод

Влажный, мокрый, сырой

Гореть, пылать, полыхать

                                     Физминутка

 

 

 

Мы заходим с вами в лес,

Сколько здесь полно чудес!

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов

(1,2,3)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем хлопков

(1,2,3)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим

На носочках убежим.

(бег на месте)

Все вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

4) -Отгадайте загадку.

                                         (Слайд №5)

Зимой и летом

Одним цветом.

-Как вы понимаете смысл загадки?

-Какие еще вы знаете вечнозеленые деревья? (сосна, кедр, пихта)

-Эти деревья называют хвойными, т.к. вместо листьев у них хвоинки.

-Вернемся к загадке. Что интересного вы еще увидели? (слова – противоположные по смыслу зимой - летом)

                                    Игра «Наоборот»

Скажу я слово «Высоко»,

А ты ответишь…

Скажу я слово «Далеко»,

А ты ответишь…,

Скажу тебе я слово «Трус»,

Ответишь ты…,

Теперь «Начало» я скажу

Ну, отвечай…

5) - Хотите поработать в парах? Повторим правило работы в паре. (На столах у ребят лежат листочки со словами –антонимами. Соединяют противоположные по смыслу слова)

                                          (Слайд №6)

 

Свет         Вечер

Жара       Тьма

Утро         Холод

Печаль     Радость

                                        Физминутка для   глаз

 

6) - Ребята, хотите сделать приятное всем, в том числе и елочке? Тогда поиграем в игру «Микрофон». Расскажите о елочке   (дети берут микрофон и говорят в него все, что придумают о елке)

IV. Самооценка

- Как мы сегодня поработали на уроке? Кого вы хотите отметить? Мне очень понравилась работа класса, спасибо всем ученикам! Ребята, мы попросим вас нарядить елку игрушками ( дети берут по одной игрушке и наряжают елку).

V. Итог урока.

- Что вам понравилось на уроке? Что узнали для себя интересного и полезного?

- В заключении предоставим слово нашим артистам, которые покажут нам спектакль по одноименной сказке   «Маленькой елочке хорошо в лесу…»

                                            (Слайд №7)

                                

                           

                               Сказка «В лесу родилась елочка…»

                                           Действующие лица:

Ведущий;

Елочка;

Лесник;

Дети лесника – мальчик и девочка;

Сорока;

Фея;

Снежинки.

(В середине класса стоит пышная елка, за ней сидит девочка, играющая роль Елочки)

Ведущий: Вот Новый год шагает по планете,

И елки украшают дети.

Фонарики на елочках горят,

Счастливый праздник для ребят!

Зиме мы, Дед морозу рады,

Весельем праздник встретить надо.

С надеждой в Новый год шагаем,

Мы в новогоднюю сказку вас приглашаем!

               (Звучит музыка из песни»В лесу родилась елочка…»)

Ведущий: В лесу, недалеко от домика Лесничего, росла Елочка. Взрослые деревья – сосны и ели - издали смотрели на нее и не могли налюбоваться – такая она была красивая.

Елочка: Росла я, как и все елочки в моем возрасте: летом меня поливали дожди, зимой засыпало снегом. Грелась я на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг меня всегда шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали лесные зверушки, летали птицы. А однажды я познакомилась с настоящим зайцем, который убегая от какого-то зверя, спрятался под моими ветками.

                                           (входит Сорока)

Сорока, раскачивая елку:

Елочка зеленая,

Снегом опушенная,

Смолистая, иглистая,

Колючая, пахучая –

Здравствуй!

Елочка: Здравствуй, Сорока-белобока! Пожалуйста, не раскачивай меня! Ты же сломаешь мою макушку.

Сорока: А на что тебе макушка? Тебя все равно срубят под Новый год!

Елочка:

А зачем меня рубить? Кто это сделает?

Сорока: А кому надо, тот и срубит! Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими , как ты. А ты растешь у всех на виду!

Елочка: Но я на этом месте расту уже много лет, и никто меня не трогал!

Сорока: Ну так и тронут!

                                       (Сорока уходит)

Елочка: (плачет)-   Неужели сорока сказала правду?

                               (Звучит вальс снежинок)

(Появляются Фея и Снежинки, кружат в вальсе)

Фея: Хороша ,стройна ты ,елка,

Зелена твоя иголка,

Мы тебя здесь обогреем,

Защитить тебя сумеем.

Снежинки: Надо елку защищать?

Кто ей будет угрожать?

Фея: Ой, слыхала я, ребята,

Как Сорока говорила.

Елочку хотят срубить,

Расколоть и распилить.

Бросить бедную в костер

И затеять с нами спор.

Знаю, знаю, я ребята.

Где-то они рядом.

Нашу Елочку – красу

Защитить нам надо.

Снежинки: Не позволим нашу елочку пилить!

Хоровод вокруг нее хотим мы здесь водить!

Фея: Хоть поверьте, хоть проверьте,

Но должна я вам сказать,

Что могу я самых злобных

В самых добрых превращать.

                           (Фея взмахивает волшебной палочкой и колдует)

Фея: Поколдую я немножко,

Чтобы не было здесь скучно!

                               (Звучит вальс, Фея и Снежинки уходят)

Елочка: Сегодня 31 декабря. Только бы пережить этот день!

Ведущий: Не успела так подумать Елочка, как увидела приближающегося к ней Лесника и двоих детей. Они шли прямо на нее и в руках у них были легкие цветные шары, серебряные нити дождика и мишуры. А у мальчика в руках была большая звезда.

Лесник: Вот, дети, наша Елочка! Мы ее сейчас будем украшать

       (дети наряжают искусственную елку под музыку «В лесу родилась елочка…», нарядив ее, водят хоровод)

Ведущий: И стояла наша Елочка счастливая, счастливая! И как же было хорошо в эту Новогоднюю ночь, как светилась она от счастья!

Девочка: Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя елочка! Мы будем украшать ее каждый год!

Мальчик: Двенадцать месяцев в году

Дарит нам природа,

А в январе мы говорим друг другу:

«С Новым годом!»

Девочка: Успехов вам, хороших всем друзей,

Здоровья крепкого на долгие года!

И в Новый год спешите вы, друзья,

Делать добрые дела!

 

                    Тезисы к занятию по развитию речи в 1 классе

                             по теме: «В лесу родилась елочка…»

   Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступни в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля, разумеется.

   Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность через восприятие речи и говорение.

Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Параллельно ребенок овладевает и письменной речью.

   Занятия в кружке по развитию речи являются попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников. Исходя из этого, в программе кружка особое место отводится развитию речи, работе со словами. Данное занятие является обобщающим. Хотелось отметить, что на уроке отражена и работа театральной студии – сценка про елочку. Занятие прошло в занимательной, игровой форме, на доступном для детей языке.