Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Психологическая готовность ребенка к школьному обучениюПсихологическая готовность ребенка к школьному обучению

Для успешного обучения в школе ребенок, прежде всего, должен быть психологически готов к школьному обучению. Это значит, что ребёнок должен обладать необходимым и достаточным уровнем психического развития для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению включает в себя 2 аспекта: личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Эти аспекты важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность ("Хочу в школу!"). Положительная направленность ребенка на школу как на учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания и самооценки. Самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Поэтому, благодаря одобрению и поощрению положительных поступков детей формируется адекватная самооценка. Если же ребёнка унижать, говорить, что у него ничего не получится, то и самооценка такого ребёнка будет пониженной, это может повлиять на его сознание, дальнейшие взаимоотношения с окружающими и, безусловно, школьную успеваемость.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Источником развития детской воли являются взаимоотношения ребенка с окружающим миром. При этом ведущая роль принадлежит речевому общению ребёнка со взрослыми. Поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, и стараться, чтобы слова не расходились с делом.

Ребёнок должен быть готов и к новой форме общения. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Общение со взрослыми формирует и нравственное развитие и будущего первоклассника. Дети хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей. При этом формируется обобщенное знание многих социальных норм, которое непосредственно связано с положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями.

Поэтому важной задачей для родителей является положительная установка на обучение, создание комфортных условий для занятий ребёнка дома, и создание ситуации успеха у будущего первоклассника.

Психологическая готовность к школьному обучению целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других сфер.