Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитание
Автор: Лариса Буланова   
15.05.2014 00:16

«Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста»«Проектная модель гражданского воспитания детей дошкольного возраста»
Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение в действие ФГТ  к  структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет кардинальные изменения в форме организации образовательной деятельности с дошкольниками. В современной образовательной системе педагоги нашего МБОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям, что требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития каждого ребенка.

Скачать презентацию

Поиск новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности привел к тому, что в практике нашего учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Это, прежде всего повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать. Всему этому способствуют активные формы методической работы. Формированию проектно-исследовательских умений были посвящены семинары и семинары-практикумы, на которых педагоги обучались разрабатывать проекты, анализировать их. Такие формы работы, как деловая игра “Точка зрения”, “Конкурс методических находок”, “Рекламное агентство” раскрыли творческий потенциал. Презентация проектов проходила в форме выставок, показа видеоматериала. В ходе проектной деятельности создалась профессионально-педагогическая общность, которая занимается не только разработкой и реализацией проектов, но и рефлексией. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в нашем ОУ, мы старались обеспечить высокий уровень работы учреждения, а так же иметь высокий рейтинг и доверие у родителей. Одной из задач выделили: постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогов и как следствие повысить качество воспитательно – образовательного процесса в ОУ.
Руководствуясь общими целями, программным содержанием и методами педагогической деятельности все педагоги детского сада разрабатывают  индивидуальные групповые проекты или объединяют на определенных этапах несколько проектов.
Метод проектной деятельности мы выбрали за основу формирования гражданско-патриотических чувств.
В центре идеальной модели нашего проекта: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию. В ходе реализации проекта было создано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители)  для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: детям, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, мы находили нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем эти методы не казались  ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а  гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения страны, уважение к армии.
Основы патриотического воспитания отражены в современных программах: Т.Н.Дороновой «Из детства - в отрочество» и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М. Д. Маханёвой,  по которым работает наше учреждение.
Но ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Творческой группой педагогов была разработана программа с региональным компонентом «Дом, в котором я живу» для детей от 3 до 7 лет.  Она призвана содействовать реализации общероссийских задач формирования у детей гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности, культуры.
Осуществление проекта патриотического воспитания строится на основе реализации программы и принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, инструктором по физическому воспитанию, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом) и семьями воспитанников.
Программа предусматривает распределение работы по трём блокам:
1 блок – «Моя семья»
2 блок – «Родной город»
3 блок – «Родная страна»
Проект охватывает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, которые реализуются в таких формах работы, как тематические занятия,  СДВД, НОД интегрированного характера, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, выставки.

Организации совместной деятельности способствует разработанное педагогами комплексно-тематическое планирование и  интегрированный подход к разным видам детской деятельности. Интеграция вокруг одной темы позволяет рассматривать предмет с разных сторон, изучая социальные, художественно-эстетические, логико-математические и естественно-научные аспекты. Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это систематическое и целенаправленное воздействие на ребёнка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
Таким образом, система и последовательность работы в возрастных группах может быть представлена следующим образом:
Основной формой воспитания детей младшей группы по приобщению к народному фольклору является знакомство с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками через педагогические проекты «Рассказывание русской народной сказки «Репка» с элементами драматизации» и «Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с помощью геометрических фигур и мнемотаблиц». Патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т.е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные.  Планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные.      
Ознакомление детей с природой родного края, с ближайшим окружением на территории МБОУ, привитие навыков экологической культуры, нравственного поведения в природе  происходит через проект «Путешествие в мир цветов».
В средней группе основным направлением стала работа по развитию интереса к жизни и творчеству великого русского писателя, нашего земляка – Л.Н.Толстого.  Мы не ждали от детей взрослых форм проявления интереса к Яснополянской земле, Толстому, но в ходе реализации проекта дети приобрели знания о том, как жили люди во времена Толстого, его предках, его произведениях для детей.
Результатами работы с материалами этого проекта мы считаем победу – I место в региональном этапе Второго Международного детского творческого конкурса «Сказки Красивого Сердца» в номинации «Экологическая сказка».

Старшие дошкольники были увлечены поисково-познавательной деятельностью в проекте «Юные исследователи природы». Его целью является развитие познавательного интереса к окружающей природе, овладение навыками исследовательской деятельности. Основной формой работы стали экскурсии, в ходе которых дети смогли увидеть любимые уголки природы в разное время года.  Технология проектирования включает в себя схематическое моделирование природных зон «Домашние животные», «Зона средней полосы», «Животные жарких стран».
Свои отличные знания о флоре и фауне нашего района и области воспитанники демонстрируют в ежегодной районной экологической игре «Войди в природу другом». Наша команда занимает ежегодно призовые места. Трое дошкольника имеют сертификат участника областной эколого-биологической викторины для дошкольников «Как, зачем и почему – всё узнаю, всё пойму!»

Все возрастные группы участвуют в одном большом проекте «Азбука здоровья».
Ежемесячно проводятся спортивные досуги совместно с родителями «Папа, мама, я – дружная семья».
Каждый город уникален и самобытен своей культурой, историей. Целью проекта «Город, в котором я живу» стало изучение детьми особенностей архитектурных сооружений, их исторической ценности и посещение достопримечательностей нашего города.
Работа по реализации проекта велась в ходе экскурсий, занятий, на которых дети не только  получали знания  об объектах и достопримечательностях нашего города, но и сами делали постройки дворцов, жилых помещений, общественных зданий из конструктора и строительного материала, рисовали «Город будущего глазами детей”, где в рисунках изображали свое желание видеть в городе метро, цирк, аквапарк, фонтаны.
Знакомство с историей возникновения города происходило через посещение Краеведческого музея города Плавска, музея боевой славы имени героя Советского Союза летчика Б.Ф.Сафонова,  районной детской библиотеки, мини-музея «Русская изба» и  через организацию исследовательской деятельности. Музейная педагогика прочно завоевала свое место в работе детского сада. Ведь музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образования музея.
Формирование чувства гордости за свой город неразрывно связано с приобщением к художественному творчеству: увиденное и услышанное дети отражали в своих работах на различных районных, областных и всероссийских конкурсах.
Не случайно уже много лет в детском саду существует ансамбль  «Весёлые ложкари» состоящий из воспитанников подготовительной к школе группы, который действует в рамках проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». В его репертуаре русские народные произведения. Неоднократно ансамбль  принимал участие в районном конкурсе «Юные таланты земли Плавской» и остаётся украшением любого открытого мероприятия МБОУ или собраний. Чувство гордости за свой город воспитывается и через участие в праздниках, таких как День города, Районный конкурс педагогического мастерства «Воспитатель года», «День защиты детей».
Задачи данного проекта: познакомить  детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России; привить уважение и любовь к православным традициям своего народа. Участие в церковных праздниках укрепляет связь с Церковью, создает ритм и настрой внутренней жизни, которые укрепляют семейные отношения и дружеские связи. Для детей – это,  прежде всего,  внешняя радость, которую им необходимо доставлять. Стало доброй традицией МБОУ проведение православных праздников: «Пришла коляда – отворяй ворота», «Великая пасха», «Масленица», и тематических досугов «Что мы Родиной зовём», «День птиц», «День Земли», «День именинников», «Весна пришла – жаворонки прилетели», «Ярмарка», где дети в интересной интегрированной форме приобщаются к народным промыслам.
Кроме того, каждой осенью у нас проходит выставка «Природа и фантазия», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Озеленим территорию детского сада», «Чистый детский сад», «Покорми птиц зимой», «Кормушка для птиц».
23 февраля , традиционно, в нашем детском саду проводится «Рыцарский турнир», посвящённый этой знаменательной дате. Дети вместе с родителями изготавливают костюмы рыцарей, мушкетёров и джентльменов. Задача этого праздника — проследить связь поколений, воспитать гордость и уважение к профессии военного и поэтому почётные гости на нём — непосредственные участники ВОВ. Ребята совместно с родителями и  педагогами создают альбомы и фотогазеты «Наши папы – защитники Отечества», «Бравые солдаты». В них они рассказывают о своих близких родственниках, участвовавших в важных событиях истории нашей Родины. Под руководством педагогов  дошкольники рисуют портреты своих прадедушек и прабабушек, а также готовят им поздравительные открытки и поделки.
Работа по воспитанию гражданина и патриота ведётся в тесном сотрудничестве с родителями, формы взаимодействия с которыми также весьма разнообразны: тематические родительские собрания, круглый стол, совместные экскурсии, походы, поездки, праздники, выставки, создание фотоальбомов, плакатов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие. Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационные технологии требует для их реализации иного подхода со стороны воспитателей

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год