Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психология
Автор: Редактор   
07.07.2016 06:29

Игры, в которые играют дети, и дети, которые играют в игры.


Статью подготовила психолог детского сада «ЛУЧиК» Беляева Александра.

Стеснительный ребёнок (часть 2).

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы продолжаем разговор о застенчивых детях и о том, как можно помочь им преодолеть барьер, который в дальнейшем может помешать в обучении и игре.




Очень часто детская застенчивость объясняется тем, что у ребенка просто не сформированы навыки общения, то есть, он пока что не знает, что делать, общаясь с новым человеком. Соответственно свой внутренний дискомфорт ребёнок проявляет «убеганием» от общения. Спокойствие, только спокойствие! Дискомфорт нужно снять, а навыкам общения терпеливо научить.




Как мы уже обещали в прошлом выпуске, сегодня мы предлагаем Вам рекомендации по коррекции застенчивости.
Не оценивайте!
От того, что Вы будете указывать ребенку на его проблему, ничего не изменится в лучшую сторону. Не называйте его застенчивым, стеснительным, робким, неуверенным. Не «наклеивайте ярлыки», которые лишь усугубят проблему. Помните пословицу «Если человеку постоянно говорить о том, что он свинья – он, в конце концов, захрюкает». Предлагаю вариант наоборот. Верьте искренне сами, что ребенок Ваш может быть решительным, общительным, не бояться и не стесняться никого и ничего. Вселяйте в него эту веру.
Таким излишне скромным и стеснительным детям отлично подходят роли, в которых они бы себя чувствовали успешными. И обязательно этот успех должен быть признан.




Уважайте его как личность!
Учитывайте и уважайте индивидуальные особенности личности ребенка. Нередко родители хотят видеть в ребенке или подобие себя, или нереализованные свои качества. Помните, что у ребенка свой темперамент, свой темп деятельности, и свои характерологические особенности. Под вашим давлением, нажимом качество не улучшатся. Не ставьте себе задачу раскрепостить ребенка. Одна моя знакомая всегда недоумевала, в кого уродился ребенок – «Я всегда такой активной была!» Ну, просто он другой, в том числе и по темпераменту. Есть холерики, а есть флегматики. И каждому комфортно в своей оболочке. Важно здесь разделить, за что «боретесь» именно Вы, и что на самом деле мешает и доставляет неудобство ребенку по жизни. Работать нужно над тем качеством, которое мешает ребенку адаптироваться в мире, а не над тем, которое отличается от созданной вами идеальной картинки.




Подбадривайте!
Все время говорю о том, что, если ребенок очень активен, то лучше бы, чтобы рядом с ним был спокойный взрослый, уравновешивающий его энергию, по крайней мере, не дающий ей расплескаться. А в нашем случае, наоборот, для воспитания застенчивого ребенка больше подходит зажигающий, уводящий за собой взрослый. Если активным детям дополнительные стимулы, чтобы «дать стране угля» не нужны, то стеснительным очень необходимы дополнительные подпитки и подбадривания.
Излишние приставания типа «Ну же, давай, ну, что же ты?» застенчивые дети не любят. От этого они иногда еще больше замыкаются в себе. Если уж и подбадриваете, то делайте это, во-первых, искренне, во-вторых, с заранее присутствующей верой в то, что он «о-го-го сколько всего может», и, в-третьих, не разочаровываясь, если сподвигнуть на поступок ребенка не получилось.




Поддерживайте!
Еще один напрашивающийся совет – поддерживайте его везде и всегда, во всех начинаниях и продолжениях! Застенчивым детям поддержка и доказательства уникальности собственной личности необходимы в удвоенном размере. Застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях.




Играйте!
Играйте с застенчивым малышом в подвижные игры, привлекайте к игре новых людей, вводя по одному. Непременно вносите в игры долю юмора. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразите радость от того, что играли вместе. Эмоциональное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов.
Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми




Еще одним действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а, слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе.




Хорошо также организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребенком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему будет легче войти в роль, "спрятаться".




Эффективный способ смягчения страха перед публичными ситуациями – организация игр с другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребенка поиграть в "детский сад", где дети и взрослый поочередно разыгрывают роли воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Поэтому нужно проявлять максимум терпения, слушая и подбадривая их. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи.




Приведу пример одной из них.
"Быстрые ответы".
Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.




Постепенно, поднимаясь по ступенькам общительности и раскрепощенности, ребёнок преодолеет проблему стеснительности.
Не нужно “подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов. Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет.




Общайтесь и играйте со своим ребенком, создавая ему поле психологической безопасности и комфорта, поддерживая его во всех начинаниях, подпитывая зону его успешности. Постепенно вы придете к тому, что малыш перестанет «прятать голову в песок» при общении с людьми, расправит гордые крылья и пойдет по жизни с высоко поднятой головой.






 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год