Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психология
Автор: Редактор   
28.03.2010 22:12

Мир глазами ребенка

Мир глазами ребенка

В вагон метро входят мама и трехлетняя девочка, которая, вздыхая, говорит: «Ну вот, сейчас опять темно будет…» Мама изумленно спрашивает: «Почему темно? Настенька, посмотри, как светло, сколько лампочек светятся!». И мудрый ребенок отвечает: «Ага, это у тебя там светло, а у меня тут, внизу,  ничего не видно!»

Когда наш ребенок научится ходить (а это происходит примерно в годовалом возрасте), он вдруг превращается из беспомощного младенца во вполне самостоятельного  человека,  в исследовательской деятельности которого происходит прорыв: теперь он может покорять огромные просторы квартиры, детской площадки, лесной лужайки и др. Теперь он видит мир другим: не таким, каким он видел его, лежа в колыбельке, сидя в коляске или на руках у  мамы.

Это его мир, в котором он является первооткрывателем. И виденье, понимание мира ребенком раннего возраста (а именно о таких детях и пойдет речь в нашей книге) отличается от того, как воспринимаем этот мир мы, взрослые. Целая армия взрослых людей (мам и пап, бабушек и дедушек, воспитателей, учителей, ученых и чиновников) прикладывает неимоверные усилия для того, чтобы сделать детство детей безоблачным, интересным, полезным этапом, который, по нашим (опять-таки, взрослым) понятиям обязательно должен стать стартом для будущей взрослой (еще более счастливой, конечно)  жизни. И мы точно знаем, что надо для этого сделать: купить самые полезные игрушки и книжки, записать ребенка в самую престижную группу  детского сада (Б. Уайт пишет о том, что родители мечтают о «яслях с хорошим образованием»!!!),  изучать с ним иностранные языки (лучше – два языка), посещать музеи, выставки и театры, и многое, многое другое. Счастливый малыш окружен нашей заботой и любовью!  И ведь он пока еще даже не знает, как ему повезло в жизни и в какой мере он должен быть счастлив…
      
Однако, вопреки нашим ожиданиям, ребенок, поиграв в очередную «развивалку», с упоением приступает к ревизии ящиков нашего письменного стола или кухонного шкафа, мусорного ведра, с удовольствием и с пристрастием изучает записи в нашем паспорте и оставляет там свой автограф, надевает наше лучшее вечернее платье и оказывается его снимать, собираясь кататься на велосипеде или играть в песочнице. А  по дороге в группу раннего интеллектуального развития, где высококвалифицированные специалисты точно научат его «тому-что-надо», ребенок «вдруг» начинает капризничать  и просит покачать его на качелях или взять на ручки…
      
Прочитав множество книг по психологии и педагогике, взрослые приписывают такое «несознательное» поведение  особенностям возрастного развития  и продолжают строить мир вокруг ребенка по своим меркам и на свое усмотрение. И ребенок продолжает жить в этом «светлом безоблачном» мире, который зачастую является чуждым и даже угрожающим для него. «Почему?», - спросите вы. Да потому, что это мир взрослых, ослепленных блеском  светлого будущего и далеко не всегда умеющих понять и почувствовать сегодняшние потребности ребенка.
      
Мы часто говорим: «Дети видят мир на уровне  наших коленок». Но не всегда задумываемся над этими словами. А ведь действительно: дети взирают на наш, взрослый мир, построенный по нашим, взрослым, законам, снизу вверх. А мы, соответственно, смотрим на них… да, сверху вниз. И дело не только в разнице роста. Дело в нашей позиции: мы точно знаем, чего должны хотеть наши дети, и ведем их за собой. А если они сопротивляются, ради их же блага мы настаиваем на своем.
      
И, несмотря на то, что уже много лет мы, психологи, рассказываем родителям, воспитателям, учителям, как лучше понять и принять ребенка, сама я по-настоящему  поняла это не так давно. Однажды, лет десять назад, я получила великолепную возможность посмотреть на окружающую действительность глазами ребенка, ощутить собственным телом неудобство и непродуманность реального мира, понять, что значит быть ребенком в нашем мире.
      
Во время одной из поездок в Финляндию нас пригласили посетить научно-популярный музей «Эврика». Он находится недалеко от Хельсинки и вмещает в себя более 200 интерактивных экспонатов. Один из них, расположенный в фойе музея, на первый взгляд не представляет собой ничего примечательного. Представьте себе гигантских размеров деревянный стол, на котором стоят четыре огромных синих чашки с блюдцами. Возле стола – четыре стула.
      
Мимо этого экспоната довольно безразлично проходили люди: дети и взрослые. Мне же почему-то очень захотелось забраться на этот стул, посидеть на нем, «попить» чаю (как в сказке о Машеньке и трех медведях). С трудом вскарабкавшись на стул, я уселась поудобнее и огляделась кругом: смотрит ли кто-то на меня или нет. Но никого мой «подвиг», видимо, не заинтересовал. Тогда я продолжила свой эксперимент и попробовала «выпить» чаю. Это оказалось предельно неудобно: толстая ручка,  огромный размер самой чашки, неудобные края, - все это вызвало  ощущение легкого  дискомфорта, раздражения и разочарования. Тогда я «сползла» со стула и буквально застыла на месте на несколько секунд, пытаясь осознать свои чувства. И вот тут-то и «поймала» мысль: а ведь наши дети  бывают в  подобных  ситуациях многократно за один только день. Желание что-то сделать самому, неудобство, равнодушие взрослых, воспринимающих их успехи как норму, а неуспехи – как демонстрацию нежелательного поведения, неприспособленность самых нужных предметов к маленьким ручкам, ножкам, - наверное, это лишь некоторые ощущения  детей, живущих в нашем взрослом мире.
      
Что же делать? Перестраивать мир? Ставить маленькие столы и стульчики, прибивать пониже дверные ручки, делать маленькие ступеньки в жилых домах? Конечно, нет! Просто – понимать, что ребенок, живущий рядом с нами, нуждается в большей степени не в ярких игрушках, не в тетрадях-развивалках, не в изучении иностранного языка, который ему, безусловно, пригодится, но лет через 10, а в уважении к нему, к его потребностям, в понимании его радостей и горестей уже сегодня, сейчас.  Ведь дети порой, желая получить нашу похвалу, вынуждены становиться  «удобными» для нас. Чтобы заслужить нашу любовь, они старательно штрихуют, пишут, читают и учат английские глаголы. В этом дети гораздо мудрее и гуманнее нас. И нам  есть чему у них поучиться.
      
Если мы хотим, чтобы им было с нами комфортно, чтобы мы взаимно получали удовольствие от общения друг с другом, нам, взрослым, надо всего лишь попробовать встать на позицию ребенка, представить, что в данную минуту (неповторимую и прекрасную) испытывает наш малыш. И поняв это, мы сможем сделать мир вокруг него ярким и добрым, таким, который ему больше всего нужен. ЕМУ, нашему ребенку, а не НАМ, взрослым.
      
Галина Борисовна МОНИНА - кандидат педагогических наук, психолог-консультант, тренер, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской академии управления и экономики

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год