Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Чтение художественной литературы
Учим Чтению
Автор: Шальнова Олеся Владимировна   
29.02.2016 11:51

Чтение художественной литературыЧтение художественной литературы

Чтение художественной литературы всегда было необходимо для любого человека. Не смотря, что сейчас век телевизоров, интернета, новейших телефонов, читать надо и взрослым и детям. Как это здорово, взять в руки книгу, ощутить ее запах, подумать о том, сколько человек ее прочитали до тебя. Окунуться в строки написанного и улететь вместе с автором в удивительную страну литературы. Ведь когда мы читаем, то становимся героями той или иной книги. Ты как бы попадаешь в то время и место, проживая весь сюжет. Это хорошо нам, взрослым, нашим детям, которых мы научим читать. Но ведь среди нас есть те, которые не умеют читать, и из за своих «особенностях» никогда не научатся.

Я работаю в детском доме для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Эти дети разные и по своим личностным характеристикам, и по физическому, и по умственному развитию. Дети с ОВЗ — это дети, имеющие различные отклонения физического или психического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, к сожалению, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Скачать конспект

У них очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, мышления, памяти, речи, моторики. У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление это непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте они с большим трудом понимает чужую речь. Дети, не умеющие говорить, общаются жестами, отдельными звуками, которыми они пытаются изъясняться. Словарный запас говорящих детей невелик, грамматический строй предложений примитивен. И задача тех, кто взял на себя ответственность быть рядом с ними, исправить эти недостатки. Все дети независимо от их психического, интеллектуального, физического развития и возраста очень любят слушать сказки. Так как у детей с ОВЗ, по сравнению с детьми нормально развивающимися, гораздо низкий уровень знаний об окружающем мире. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Чтение сказок расширяют их познания и кругозор. Работа с книгой, занимает ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта, речи. Я работаю с такими детьми третий год. Первое время, при чтении детям сказок были большие трудности: дети не хотели сидеть, слушать, а о пересказе и речи не было. Но медленно и уверенно я шла к своей первой цели – научить слушать. С начало это был один, затем два. А на сегодняшний день уже все мои воспитанники с удовольствием каждый вечер слушают сказки. Лучше всего конечно русские народные сказки "Три медведя", "Репка", "Колобок", "Волк и семеро козлят" вызывающие наименьшее затруднение в восприятии. Но у меня еще одна цель – научить пересказывать. Как? Первым шагом было: чтение сказок и беседа о прочитанном. Это, во-первых, вводная часть, своего рода подготовка к восприятию сказки, зачин сказки как создание положительного настроя. Далее происходит чтение либо рассказывание сказки, после чего обязательно следует беседа о прочитанном с рефлексией и анализом сказочных ситуаций.

Задаются вопросы детям в ходе беседы:

1. Вопросы об эмоциональном отношение детей к героям, явлениям и ситуациям (Что больше всего понравилось в сказке? Кто понравился или не понравился? и т.п.).

Эти вопросы задаются, как правило, в начале беседы, они оживляют и обобщают первые, непосредственные впечатления.

2. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания сказки.

При ответах на эти вопросы, ребенок учится логически выстраивать факты и события сказочного повествования, развивая память и логическое мышление.

3. Вопросы на выявление основного замысла сказки, ее суть.

Такие вопросы позволяют выявить, насколько правильно понято детьми содержание сказки.

4. Вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на причину событий и мотивы поступков персонажей.

Вопросы такого рода побуждают ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, замечать логическую закономерность событий.

5. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам

(О чем эта сказка? Кто является главным героем сказки?).

При этом следует учить ребенка правильно воспроизводить последовательность событий, называть основные поступки действующих лиц. У кого то это получается лучше, у кого то хуже, а кто то пока никак не осилит эту задачу. Но надо двигаться дальше.

Пересказ

…Я стала пробовать мнемотаблицы не только на занятиях, но и при чтении сказок.

Мнемотаблицы – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Мнемотаблицы или мнемосхемы — это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.

Мнемотаблицы используются для следующих целей:

  • Расширение объема словарного запаса.
  • Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
  • Облегчение процесса заучивания стихов.

Много нашла в интерне, но не для всех сказок есть. Стала рисовать сама.

И пересказ пошел на раз, два.

Моя коллега Тарарина Т.Н. у нас в группе оформила «Дерево сказок» и я с удовольствием к ней присоединилась. И теперь каждый вечер мальчишки с нетерпением ждут появления нового героя под нашим деревом. Когда приходят гости в группу, они показывают и на перебой называют сказки.

Через «прочтение» книг происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.

Читайте детям книги, и вы увидите, как раскрываются наши детки. Как появляется желание слушать и рассказывать самому.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год