| 
  «Приобщаем детей к чтению» 
Актуальность проекта. 
Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу компьютерным играм, просмотру телепрограмм и видеофильмов. Эта печальная реальность заставляет задуматься и попытаться исправить положение. 
По мнению Флёриной Евгении Александровны: «Чтение, рассказывание художественного произведения, разговор, а также рассказывание самих детей развивают мышление и навыки речи». 
С раннего возраста детям необходимо читать много книг. Очень важно, чтобы они полюбили это занятие и у них появился интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что оно выражает. Благодаря этим навыкам у детей будет формироваться яркая, красочная, грамматически правильная речь, возникнет стремление к постоянному общению с книгой. 
  
Скачать конспект 
Дети дошкольного возраста – слушатели. Каждую книгу нужно донести до них как произведение искусства, раскрыть ее замысел, научить детей эмоциональному реагированию на прочитанное, сопереживанию чувствам и поступкам героев. 
Только в этом случае книги становятся живыми друзьями для детей. Они как бы разговаривают с ребенком, дают добрый совет, приглашают в захватывающий мир приключений. 
Чтобы воспитать у детей любовь к книге, взрослый должен сам проявлять к ней интерес, понимать ее роль в жизни человека, уметь интересно беседовать при анализе произведения. 
В ходе моих наблюдений за детьми при чтении им художественной литературы и при общении с родителями на данную тему, мною были выявлены следующие проблемы: 
- недостаточные знания у дошкольников о произведениях художественной литературы и об их авторах;
 
- ослабевающий интерес у детей к книге;
 
- неумение бережно обращаться с книгой;
 
- бедность активного словаря, грамматические ошибки в речи у дошкольников;
 
- неумение детей вести диалог по прочитанному произведению и пересказывать его;
 
- неумение детей обыгрывать сказки и другие произведения художественной литературы;
 
- предпочтение книге детьми и родителями других источников информации: телевидение и интернет;
 
- непонимание родителями того, что книга-это особый художественный способ познания окружающей действительности.
 
 
Изучив данные проблемы, я поставила перед собой цель: 
развить у детей старшего дошкольного возраста интерес к художественной литературе. 
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 
1) с детьми: 
- формировать понятие о книге как источнике знаний;
 
- формировать представление о роли книги в жизни человека;
 
- знакомить с историей создания книги;
 
- знакомить с творчеством детских писателей (С. Я. Маршак, В.Осеева, К.И. Чуковский, В.Г. Сутеев), с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (В. Г. Сутеев, Е.И. Рачев, Е.И. Чарушин);
 
- воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к книге;
 
- вызывать положительные эмоции при чтении книг;
 
- способствовать развитию связной, грамматически правильной речи, звуковой и интонационной культуры;
 
- формировать умение пересказывать произведения, побуждать к инсценировкам;
 
- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности;
 
- расширять словарный запас. Развивать диалогическую и монологическую речь.
 
 
2) с родителями: 
- расширять представление родителей о детской литературе;
 
- приобщать родителей к семейному чтению произведений;
 
- вызывать интерес у родителей к проектной деятельности как способу развития познавательного интереса дошкольников;
 
- привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных в рамках проекта.
 
 
Продолжительность проекта: 2 месяца. 
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий. 
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатель, родители. 
Партнеры проекта: районная библиотека. 
Ресурсное обеспечение проекта: 
- кадровые ресурсы: воспитатель, родители и воспитанники группы.
 
- материальные ресурсы: проектор, экран, ноутбук, принтер, магнитофон, методическая литература, дидактические игры и пособия, художественная литература.
 
- информационные ресурсы: см. Приложение 3
 
 
Ожидаемые результаты: 
- Повышение интереса у детей к художественной литературе: желание слушать, рассматривать иллюстрации, обыгрывать эпизоды.
 
- Бережное отношение детей к книгам.
 
- Появление у детей самостоятельности, активности по взаимодействию с книгой.
 
- Пополнение и активизация словаря, развитие лексико-грамматического строя речи детей.
 
- Активное участие родителей в жизни детского сада.
 
- Появление потребности у детей и родителей посещать библиотеку.
 
 
Продукт проекта: 
- Изготовление книжки-самоделки «Цыплёнок и утёнок».
 
- Проведение акции «Подари книгу группе «Солнышко»».
 
- Выставка поделок творческой мастерской «Очумелые ручки».
 
 
Результаты проекта: 
В результате проведенной работы: 
дошкольники знают и понимают: 
- как книга «рождается»
 
- к книгам надо относиться бережно
 
- для чего нужны библиотеки, и с какой целью их нужно посещать.
 
 
воспитанники умеют: 
- различать жанры художественных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)
 
- называть авторов произведений (С, Я. Маршак, В.Осеева, К.И. Чуковский, В.Г. Сутеев)
 
- пересказывать прочитанные произведения
 
- поддерживать диалог по прочитанному произведению
 
- обыгрывать эпизоды из произведений художественной литературы.
 
 
Я отметила: 
- у воспитанников появился устойчивый интерес и желание к общению с книгой
 
- дети стали внимательнее слушать произведение и активнее участвовать в его анализе.
 
 
Подводя итог, можно сказать, что проект «Приобщаем детей к чтению» позволяет не только расширить знания детей о художественных произведениях и их авторах, но и является отправной точкой для дальнейшего развития проектной деятельности и открывает новые формы взаимодействия с семьями воспитанников. 
Перспектива дальнейшего развития проекта 
В дальнейшем планируется: 
- пополнение библиотеки группы книгами, сделанными руками детей, где дети выступят не только иллюстраторами, но и попробуют себя в роли авторов;
 
- продолжение знакомства с другими детскими поэтами и писателями, а также художниками иллюстраторами.
 
 
Комплексно-тематический модуль по проекту 
«Приобщаем детей к чтению». 
Образовательная область — Художественно-эстетическое развитие 
Форма организации детских видов деятельности: 
- Разрезные картинки «Герои сказок»
 
- Раскраски «Герои произведений В.Г. Сутеева»
 
- Изготовление атрибутов к игре «Библиотека» (читательские билеты)
 
- Чтение художественной литературы: Русские народные сказки, произведения С.Я. Маршака, В.Осеевой, К.И. Чуковского, В.Г. Сутеева
 
- Разучивание стихотворения «Веселый счет» С.Я. Маршак
 
- Кукольный театр «Три поросенка», «Журавль и лиса», «Сказка о глупом мышонке»
 
- Драматизация сказки «Репка на новый лад»
 
- Прослушивание аудиозаписей произведений К.И. Чуковского в авторском исполнении
 
- Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные сказки»
 
- Прослушивание песен «Песня Чебурашки» (сл. Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»), «Ничего на свете лучше нету» (Ю. Энтин «Бременские музыканты»)
 
- Рассматривание иллюстраций В.Г. Сутеева к своим произведениям и к произведениям К.И. Чуковского, иллюстраций Е.И. Рачева к русским народным сказкам, иллюстрации Е.И. Чарушина к книге «Детки в клетке» С.Я. Маршака
 
 
Творческая мастерская: 
- Пластилинография «Усатый-полосатый» (С. Я. Маршак)
 
- Аппликация «Пудель» (С. Я. Маршак «Пудель»), «Закладка для книг»
 
- Изготовление поделок «Мышонок» (С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»), «Шалтай-Болтай» (С. Я. Маршак «Шалтай-болтай»)
 
- Изготовление игрового макета (совместная работа дети-воспитатель) «Зоопарк» (С. Я. Маршак «Детки в клетке»)
 
- Нетрадиционное рисование (ниткография и пальчики) «Яблоня с золотыми яблоками»
 
- Рисование на тему «Моя любимая сказка», «Радуга-дуга» (С. Я. Маршак)
 
- Совместная деятельность оригами «Собака» (В. Осеева «Плохо»)
 
- Коллективная аппликация из круп (греча и крашеный рис) «Дерево» (В. Осеева «Синие листья»)
 
 
Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие 
Форма организации детских видов деятельности: 
- Сюжетно-ролевые игры «Библиотека, «Книжный магазин», «Вокзал»
 
- Строительная игра «Вокзал» (по произведениям С.Я. Маршака)
 
- Режиссёрская игра с маленькими животными с использованием макета «Зоопарк»
 
- Ручной труд «Книжкина больница»
 
- Просмотр обучающего фильма «Как рождаются книжки»
 
- Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Мешок яблок»
 
- Проблемная беседа «Правила обращения с книгами», «Как вести себя в библиотеке»
 
- Инсценировка стихотворения «Вот, какой рассеянный», «Пудель» (С. Я. Маршак)
 
- Совместное мероприятие (дети-родители-воспитатель): посещение Театра на Спасской (спектакль «Кошкин дом»)
 
 
Образовательная область – Физическое развитие 
Форма организации детских видов деятельности: 
- Утренняя гимнастика «Кошкин дом», «Репка»
 
- Пальчиковые игры «Воскресная прогулка» (С. Я. Маршак)
 
- Гимнастика для глаз с использованием проектора «Незнайка в цветочном городе»
 
- Физкультминутка «Мыши» (С. Я. Маршак)
 
- Подвижная игра «Лиса и заяц» (сказка), «Хитрая лиса» (сказка), «Мой веселый звонкий мяч» (С. Я. Маршак), «Солнышко и дождик» ( «Краденое солнце» К.И. Чуковский)
 
- Участие в физкультурном досуге «В гостях у Незнайки»
 
 
Образовательная область – Познавательное развитие 
Форма организации детских видов деятельности: 
- Дидактические игры «Вспомни сказку, в которой была цифра 3», «Кто, из какой сказки?», «Мир книг», «Сложи сказку»
 
- Дидактическое упражнение «Нарисуй карту путешествия Колобка по лесу»
 
- Игра -пазлы «Герои сказок»
 
- Настольно печатные игры «Сложи картинку», «Путешествие по сказкам»
 
- Целевая прогулка «В гости к книжкам» (посещение районной библиотеки)
 
- Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага» (ее свойства и качества)»
 
 
Образовательная область – Речевое развитие 
Форма организации детских видов деятельности: 
- Тематические беседы «Берегите книги», «Зачем нужны книги», «Для чего нужны библиотеки»
 
- Составление творческого рассказа «Моя любимая книжка»
 
- Речевые игры «Доскажи словечко» (загадки о героях сказки), «Подумай-разгадай» (загадки по произведениям С.Я. Маршака), «Подбери слово», «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи», «Продолжи фразу героя сказки», «Из какого произведения герой», «Узнай героя по описанию»
 
- Дидактические игры «Расскажи сказку по сюжетным картинкам», «Героический поступок» (по произведениям К.И. Чуковского)
 
- Обсуждение смысла пословицы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
 
 
Приложение 3 
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир. // Москва. Баллас. – 2001. – 301 с.
 
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008
 
- Гиценко З.А. «Ты детям сказку расскажи…», М.: Линка-пресс, 2003г.
 
- Гурович «Ребенок и книга», СПб.: Изд-во «Акцидент», 1996г.
 
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ: Сфера, 2006
 
- Киселева Т. Это помнят и ребята и взрослые: (из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака) // Библиотека. – 2002. — № 10. – С. 42-44.
 
- Кузнецова А.Н. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. // Москва. РиколКлассиик дом, 2006 – 189 с.
 
- Куликовская Н. «Увлечь книгой», ж. «Дошкольное воспитание», №5 2007, стр. 33-41
 
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. *Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
 
- Папулова С. Путешествие по стране Маршака: (сценарий) // Библиотека. – 2001. — № 9. – С. 70-72.
 
- Подумай-разгадай: (загадки в стихах к произведениям Маршака) // Отчего и почему. – 2000. — №3. – С. 18 – 19
 
- Ушакова О.С., Арушанова Л.Г. Скажи по-другому. // Самара СИПКРО – 1994. – 120с.
 
- Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. -М.: 1961-272с.
 
 
			 |