Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
Дефектология
Автор: Чвирова Виорика Николаевна   
16.06.2015 20:48

«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»«ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОЛОКОЛЬЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК (МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

ПОДГОТОВИЛА: учитель-дефектолог Чвирова Виорика Николаевна

Среди педагогов и родителей все еще бытует мнение, что гиперактивность- это всего лишь поведенческая проблема или просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе дошкольного учреждения излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах не всегда оправдана, т.к. синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист.

 

В основе изменения поведения дошкольника в сторону гиперактивности лежат врожденные нарушения деятельности центральной нервной системы, минимальные органические поражения головного мозга, родовые травмы, кислородное голодание плода во время беременности, некоторые перенесенные матерью заболевания. Такие минимальные мозговые дисфункции наиболее ярко проявляются в дошкольном возрасте. Основные признаки синдрома гиперактивности — чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неумение сосредоточиться на чем-либо. Надо помнить, что это не результат плохого характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфическая особенность развития, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами. Эту особенность ребенка надо обязательно учитывать в процессе обучения и воспитания.

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции, заострять внимание на деталях. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других, поэтому включать таких детей в коллективную игру целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм.

Необходимо приучать детей к усидчивости также постепенно. Чаще предлагать им игры, требующие терпения. Полезны всевозможные раскраски, мозаики, аппликации, конструкторы, настольные игры для нескольких участников, также в этом случае соревновательный мотив способствует поддержанию интереса к игре.

Беда лишь в одном — приохотить гиперактивного ребенка к подобным играм непросто. Желательно участие в них взрослого: для переключения интереса, его поддержания, увлечения собственным примером. Пусть рисунок ребенка раскрашен небрежно и неаккуратно, цель в данном случае — не получить прекрасное изображение, а довести до конца предложенное задание, удержание на нем внимания.

Так же хорошо использовать пальчиковые игры с целью направить избыточную активность в нужное русло или игры, подобранные для данной категории детей.

ИГРАЕМ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

«Клубочек»

(обучение ребенка одному из приемов саморегуляции)

Ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек волшебный. Как только ребенок начинает его сматывать, так сразу успокаивается.

«Бездомный заяц»

(игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми)

В игре принимают участие 3-10 детей. Каждый игрок-заяц — чертит вокруг себя круг диаметром 50 см. Один из зайцев- бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно для него (взглядами, жестами) договориться об обмене жильем и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Кто остался бездомным, становится водящим.

«Что нового?»

(развитие умения концентрировать внимание на деталях)

Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось.

«Разговор с руками»

(научить детей контролировать свои действия)

Обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Предложите ребенку оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключился к беседе, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они много умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (или другого времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и др. И через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова проиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Археология»

(развитие мышечного контроля)

Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями с взрослым.

«Послушай тишину»

(развивать внимание и умение владеть собой)

По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, топать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу или по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.

«Сделай так»

(игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой)

На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих разные действия. Взрослый показывает карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д. На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или берут новые у педагога.

«Маленькая птичка»

(развивать мышечный контроль)

Ребенку в ладошку дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку

(или другого зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Поддержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, успокаивает, гладит ее и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно просто напомнить ребенку: «Помнишь, как надо успокоить птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится, складывает ладошки и успокаивается.

«Веселая игра с колокольчиком»

(игра развивает слуховое восприятие)

Все садятся в круг, по желанию выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится взрослому. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.

Придумывайте свои игры. Творческих вам успехов!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год