Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья "Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья"
Дефектология
Автор: Искра Виктория Васильевна   
24.07.2014 15:33

Статья Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровьяСведения об авторе
Искра Виктория Васильевна, воспитатель.
Муниципальное бюджетное (специальное) коррекционное общеобразовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Усть –Абаканская общеобразовательная школа –интернат VIII –вида». МБСКОУ
Статья «Творческие возможности детей с ограниченными возможностями здоровья »
Творчество — это: деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее; создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других; процесс создания субъективных ценностей. (Словарь Ожегова)
В словаре Ефремовой объясняется это-допустимость, осуществимость чего-либо.
Способность чего-либо возникнуть и существовать при определенных условиях, стать действительностью.
Творческие возможности развития детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются с учетом психофизических особенностей и возможностей обучающихся. Они охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей.
Главная цель – создание возможностей творческого развития и адаптации детей в обществе. Задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование навыков и умений творчества в поделках и рисунках, способность мыслить и развиваться. Творчество обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора детей с ограниченными жизненными возможностями.
«Художественно-игровое творчество» основное в развитии личности ребенка. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
Оригами — древнее японское искусство складывания бумаги.
Это занятие интересно детям и доставляет им огромное наслаждение. Искусство оригами — это загадка. В одном листике бумаги скрыты многие образы: домик, журавлик , церквушка ,цветы. От более простых к сложным складываниям из бумаги.

Объемное модульное и плоское оригами
- Развивает у детей умственные способности, совершенствуется мелкая моторика пальцев, происходит развитие глазомера;
- Способствует концентрации внимания;
- Развивает память, то есть последовательность изготовления, приемы и способы складывания;
- Активизирует мыслительные процессы.
- Совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- Развитие мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
- Составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
- Работа по технологической карте, схеме способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу, приобщение детей к миру оригами , как эффективного средства творческого развития личности ребенка.
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально-разгрузочными, они служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития учащихся. Проблема развития творческих возможностей ребенка привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Развитие творческих возможностей ребенка приобрело в настоящее время огромное значение.
Задача общеобразовательной ( специальной) коррекционной школы создать условия и оказать помощь в подготовке к полноценной жизни в обществе детям с ограниченными возможностями здоровья. В условиях организованного обучения и воспитания у них накапливается определенный жизненный опыт, включающий элементы художественного и эстетического развития. Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в том случае важна целенаравленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности, творчества.
Изобразительная деятельность-это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов.
Цель занятий: развитие творческих способностей детей , имеющих психомоторные нарушения через раскрытие, развитие потенциальных способностей; создание возможностей для творческого поиска
В программе В.В.Воронковой принцип коррекционно – развивающей направленности является ведущим.
Основные методы, которые используются на занятиях: словесный метод, наглядный, информационный, исследовательский, показательный. Для достижения поставленных целей предусматриваются минуты отдыха для развития моторики, т.к. у детей моторика характеризуется значительным недоразвитием мелких, тонких движений пальцев и кисти рук.
Огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта обладает творчески спланированная работа на основе разнообразного материала, так как на таких занятиях происходит всестороннее развитие. Самыми интересными занятиями, которые развивают художественно-творческие способности ребенка, являются различные занимательные занятия, игры.
Цель проведения творчески - занимательных занятий - создать устойчивую мотивацию к художественно-творческой деятельности, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Занимательные занятия делятся на два типа: с традиционными изобразительными материалами и нетрадиционными. Это и пальчиковое рисование, рисование по стеклу, «кляксография», рисование через переводки. Изготовление аппликации и различные созидательные картины по прочитанным сказкам. Такие занятия дарят детям радость творчества. Обучение изобразительной деятельности обучающихся воспитанников , является огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением интеллекта.
Внеурочная работа на основе изобразительной и творческой деятельности еще развивает творческое воображение, фантазию, речь, мышление, наблюдательность и другие психические процессы.
Способность к выполнению творческих заданий, с одной стороны, определяется уровнем креативности детей; с другой стороны, постоянное и систематическое выполнение таких заданий различной степени сложности способствует повышению этого уровня:
Например, при работе с объемным оригами предлагается:
• Придумай новую конструкцию, модель, композицию, которые можно выполнить из данных модулей;
• Придумай, как использовать остатки модулей;
• Сложи из модулей новую поделку по своему представлению.
В своей работе я часто применяю разный занимательный материал ,который помогает в работе с такими детьми. Загадки. Кросворды. Показ и разбор презентаций. Мультфильмы познавательного характера. Провожу игровые занятия. Очень любят воспитанники играть в подвижные игры. Это «Прятки », «Жмурки», «Лапта». Организуются шахматные турниры. Игра в «Танчики» поднимает настроение всем. Два ребенка играют, остальные в роли - болельщиков. Затем следующая пара игроков начинает игру.
Игры поднимают настроение, сближают, ведут к сплочению коллектива, дружеским отношениям между ребятами.
Игра в теннис помогает детям раскрепоститься, поверить в свои силы.
Систематическое занятия с детьми во внеурочное и урочное время .Это и конструирование из треугольных модулей, изготовление аппликаций, рисование, лепка из соленого теста, пластилина ведет к всестороннему развитию личности.
В приложении есть слайдовая презентация из опыта по творческим работам в коррекционной школе – интернате.

Список литературы:
1.Словарь Ефремовой(толкование слов: творчество, возможность)
2. Программа «Художественный труд» Т.Н. Просняковой, рекомендованной МО РФ, 2003г.
3.Ник Робинсон Оригами для чайников. Как сделать оригами. Схемы и модели из бумаги для детей и взрослых – Origami Kit For Dummies. — М.: «Диалектика», 2010.
4.Гончар В. В. Модульное оригами. — М.: Айрис, 2009
5.Из опыта работы в коррекционной школе – интернате.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год