Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР I-II уровня "И дома играем, фонематический слух развиваем"
Дефектология
Автор: Татьяна Юртаева   
16.02.2014 14:07

Рекомендации родителям по практическим занятиям с детьми с ОНР I-II уровня И дома играем, фонематический слух развиваемМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад комбинированного вида  «КОЛОКОЛЬЧИК» муниципального образования  город Ноябрьск
Учитель-логопед Юртаева Татьяна Леонидовна
Правильно  слышу – хорошо  говорю!
Что  такое  фонематический  слух  и  каким  образом  он  влияет  на  развитие  речи?
С  помощью  каких  упражнений  родители  могут  самостоятельно  развивать  у  ребенка  точное  звуковое  восприятие?
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ  ВОСПРИЯТИЕ
Речь  идет  о  способности  человека  различать  на  слух  звуки  речи. Фонематический  слух  является  основой  для  понимания  смысла  сказанного. Ведь  заменив  даже  один  звук  в  слове, мы  можем  получить  совершенно  иное  его  значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И  вот  уже  козой  косят  луг, а  Мишина  машина  превращается  в  мышей  на  машине. Родители  часто  жалуются: у  моего  ребенка  «каша  во  рту», он  пропускает или  заменяет  звуки  и  слоги  в  словах… Виновником  подобных  досадных  нарушений  речи  вполне  может  быть  неразвитый  фонематический  слух.

Скачать полный конспект с фотографиями

Сформированное  фонематическое  восприятие  является  залогом  четкого  произнесения  звуков, построения  правильной  слоговой  структуры  слов, основой  легкости  овладения  грамматическим  строем  речи, успешного  освоения  письма  и  чтения.
Уделяя  дома  внимание  развитию  фонематического  слуха, вы  облегчите  ребенку  процесс  освоения  правильного  звукопроизношения, а  в  дальнейшем – чтении и  письма. Несложная  система  игр  позволит  вам  самостоятельно  и  продуктивно  помочь  малышу  овладеть  родным  языком, избежать  возможных  трудностей  и  предотвратить  возникновение  речевых  нарушений. Если  нарушения  уже  имеются, то  развитие  фонематического  слуха  будет  первым  шагом  на  пути  его  преодоления.
Упражнения  для  развития  фонематического  слуха  построены   по  принципу  от  простого  к  сложному. Выявив, на  каком  этапе  ребенок  перестает  справляться  с   заданиями, начинайте  с  этого  уровня.
ПЕРВЫЙ  УРОВЕНЬ
Узнавание  неречевых  звуков. Различение  на  слух  неречевых  звуков  является  фундаментом  и  основой  развития  фонематического  слуха.
Игра «Угадай, что  звучало». Внимательно  послушайте  вместе  с  ребенком  шум  воды, шелест  газеты, звон  ложек, скрип  двери  и  другие  бытовые  звуки. Предложите  ребенку  закрыть  глаза  и  отгадать, что  сейчас  звучало.
Игра «Шумящие  мешочки». Вместе  с  малышом  насыпьте  в  мешочки  крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок  должен  угадать  по  звуку  потряхиваемого  мешочка, что  там  внутри.
Игра «Волшебная  палочка». Взяв  карандаш  или  любую  палочку, постучите  ею  по  разным  предметам  в  доме. Волшебная  палочка  заставит  звучать  вазу, стол, стенку, миску  и  т.д. Потом  усложните  задание – пусть  ребенок  отгадывает  с  закрытыми  глазами, какой  предмет  звучал.
Игра «Жмурки». Ребенку  завязывают  глаза, и  он  двигается  на  звук  колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок  повторяет  ритмический  рисунок  хлопков. Например: два  хлопка, пауза, два  хлопка. В  усложненном  варианте  ребенок  повторяет  ритм  с  закрытыми  глазами.
ВТОРОЙ  УРОВЕНЬ
Различение  звуков  речи  по  тембру, силе, высоте.
Игра «Узнай  свой  голос». Запишите  на  кассету  голоса  близких  и  голос  самого  ребенка, а  потом  попросите  его  угадать, кто  сейчас  говорит.
Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что  ребенок  будет  выполнять  определенные  действия – когда  вы  произносите  слова  громко  и  когда  тихо.
Игра «Три  медведя». Ребенок  отгадывает, за  кого  из  героев  сказки  говорит  взрослый. Более  сложный  вариант – малыш  сам  говорит  за  трех  медведей, изменяя  высоту  голоса.

 

ТРЕТИЙ  УРОВЕНЬ
Различение  сходных  между  собой  по  звучанию  слов.
Игра «Слушай  и  выбирай». Перед  ребенком  кладут  картинки  со  сходными  по  звучанию  словами  (сом, ком, лом). Взрослый  называет  предмет, а  ребенок  должен  поднять  соответствующую  картинку.
Игра «Верно – неверно». Взрослый  показывает  ребенку  картинку  и  называет  предмет, заменяя  первый  звук  (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача  ребенка – хлопнуть  в  ладоши, когда  он  услышит  правильный вариант  произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ  УРОВЕНЬ
Различение  слогов.
Игра «похлопаем». Взрослый  объясняет  ребенку, что  есть  короткие  и  длинные  слова. Проговаривает  их, интонационно  разделяя  слоги. Совместно  с  ребенком  произносит  слова  (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая  слоги.
Игра «Что  лишнее?». Взрослый  произносит  ряды  слогов  «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа»  и  т.п. Ребенок  должен  хлопнуть, когда  услышит  лишний  слог.

ПЯТЫЙ  УРОВЕНЬ
Различение  звуков. Надо  объяснить  ребенку, что  слова  состоят  из  звуков, а  затем  немного  поиграть.
Игра «Кто  это?». Комарик  говорит  «ззз», ветер  дует  «ссс», жук  жужжит  «жжж», тигр  рычит  «ррр». Взрослый  произносит  звук, а  ребенок  отгадывает, кто  его  издает.
Игра «Похлопаем». Взрослый  произносит  ряды  звуков, а  ребенок  хлопает  в  ладоши, когда  услышит  заданную  фонему.

ШЕСТОЙ  УРОВЕНЬ
Освоение  ребенком  навыков  анализа  и  синтеза.
Игра «Сколько  звуков». Взрослый  называет  один, два, три  звука, а  ребенок  на  слух  определяет  и  называет  их  количество.
Игра «Похлопаем». Взрослый  проговаривает  ряды  слов, а  ребенок  должен  хлопнуть, когда  услышит  слово, начинающееся  с  заданного  звука.
Игра «Отгадай  слово». Ребенку  предлагают  слова  с  пропущенным  звуком – их  нужно  отгадать. Например, из  слов  убежал  звук  «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)


ДЕРЖИТЕ  ВСЕ  ПОД  КОНТРОЛЕМ

Даже  когда  дети  заняты  игрой  сами, без  взрослых, старайтесь  слышать, что  и  как  они  говорят, и  поправляйте  в  случае, если  ребенок  произносит  слово  неправильно  или  употребляет  неверно – большинство  речевых  ошибок  закрепляются  в  памяти  с  раннего  детства. Следите  также  и  за  собственной  речью.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год