Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
Занятия по Экологии
Автор: Татьяна Владимировна Ткачева   
13.08.2014 01:43

Уголок природы, как  развивающая среда для экологического образования детейМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 7 «Белочка»
Уголок природы, как  развивающая среда для экологического образования детей.
Воспитатель:  Ткачева Татьяна Владимировна.
Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею, поэтому в своей группе был создан уголок природы.
Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.
Цель организации уголка природы в подготовительной  группе – продолжать работу по углублению и обобщению знаний о растениях и животных (особенностях внешнего вида, размножении и т.п.). Учить ответственно относится к природе, понимать её законы. Продолжать формировать умения самостоятельно работать в уголке природы.

 

Скачать конспект

Для достижения этой цели, я создала условия для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.
Уголок природы находится в хорошо освещенном месте около окна. В нем размещены природные объекты для ухода и наблюдений. В уголке природы находятся: комнатные растения,  клетка с попугаем, инвентарь для ухода за растениями и животными. В осенне-зимний период на окошке располагается мини огород «Во саду ли в огороде». Так же календарь природы, энциклопедии, художественная литература, альбомы с иллюстрациями, дидактические игры,  различный природный материал, мини-лаборатория. 
На протяжении всего учебного года, я провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями и животными (попугайчиком) в уголке природы.
Дети  ежедневно дежурят в уголке природы по два человека. Один ребёнок ухаживает за комнатными растениями: поливает цветы и протирает пыль губкой, рыхлит землю, опрыскивает. Другой вместе с воспитателем чистит клетку попугайчику Кеше.  В нашем уголке природы много комнатных растений, а именно: зигокактус, сансевиерия, узамбарская фиалка, колеус, толстянка,  циперус,  папоротник, герань, каланхоэ,   бегония и др.
дежурства в уголке природы.
Поливка цветов - один из сложных приемов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают.  Одни цветы не любят влагу, другие страдают от ее недостатка. Поэтому для удобства детей на цветочных  горшках приклеили условные обозначения, какой цветок что любит (например: папоротник  любит обильный полив, не любит  прямых солнечных  лучей, требует  высокой влажности воздуха (     ) и т. д.  По этим  обозначения  детям  легко  ориентироваться, что необходимо  для  хорошего   роста растениям. Так же дети учатся учитывать время года: во время усиленного роста - поливают усиленно, во время покоя – поливку сокращают. Дети подготовительной  группы продолжают учиться определять состояние комнатных растений, обеспечивать им необходимый уход.  В беседах с детьми я  углубляю  и закрепляю знания о разнообразии растений на земле.
Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. Я постаралась создать такие условия (разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру), чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живым растениям  перед искусственными. У детей формируются нравственные качества, т.е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы.
Когда в цветнике и на огороде все отцвело и убрано в осенне – зимний период на окошке располагается мини огород  «Во саду ли, в огороде». Вместе с детьми выращиваем в группе лук, салат, огурцы.
Огород на окошке «Во саду ли, в огороде». Наши огурчики.
Наш салат.
Наш лук.
Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Во время наблюдений за ростом рассады дети отражают происходящие изменения в своих рисунках. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. Одновременно зеленый лук является хорошим витаминным подспорьем для детского организма в зимнее время. А для попугайчика Кеши выращиваем овес (в сетке с опилками) в виде «ёжика» или  «веселой мордашки».
Овес для попугайчика Кеши.
В нашем уголке природы есть замечательный попугай  Кеша.  Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ним, кормят, следят за чистотой в клетке.  Ежедневный уход за попугаем  заключается в следующем: дети вместе с воспитателем подготавливают  корм,  моют кормушку, чистят клетку с выдвижным дном, жердочки.   В зимнее время дети подготавливают попугайчику  лакомый корм -- зеленые всходы овса. В свободное от занятий время дети подходят к клетке и разговаривают с Кешей.  В результате заботы о животном у детей формируются нравственные качества, формируется экологически правильное поведение (уход за животным). А в благодарность за хороший уход дети  слышат громкое и веселое чириканье Кеши.
Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь. Систематические наблюдения за состоянием погоды дети фиксируют в календаре природы. Вместе с воспитателем дети ежедневно беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они происходят. В подготовительной  группе дети отмечают особенности погоды условными знаками. Работа с календарём развивает наглядно-образное и схематическое мышление дошкольников.
Имеющаяся в уголке  литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях по экологии и то, что они не могут увидеть сами (например, как появляется бабочка и т.д.). В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно показано в красочных иллюстрациях. В уголке природы такая литература выставляется не вся сразу, а периодично меняется. Так же в уголке имеется художественная литература с красочными иллюстрациями.  В свободное время дети рассматривают данную литературу. Обязательно у них возникают вопросы, на которые я даю им ответ.

Познавательная литература в уголке природы.
Ну а какой уголок природы без природного материала! Весь природный материал:  жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, хурмы и т. д), скорлупа  грецких орехов,  ракушки, шишки, семена, листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки.  Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом.


Коллекционирование - увлекательная деятельность!
Для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков мы решили создать в группе коллекции. Ведь коллекционирование развивает в ребёнке внимательность, наблюдательность, учит любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор. Кроме того, экспонаты мы используем в качестве наглядного материала на различных занятиях. Вся коллекция в группе собрана самими детьми и их родителями. В состав коллекции входят объекты живой и не живой природы. Свою коллекцию мы назвали «Царство природы».
Коллекции «летающих» семян.
Летом и осенью я  предложила  ребятам во время прогулок поискать на даче, в парке и других местах летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян.  Они отличаются легкостью и особыми  приспособлениями  для переноса ветром.. Эту  коллекцию  разделили  на две группы: первая группа — семена,  которые  имеют «крылышки»  разной формы: клен, ясень,  береза,  липа, тополь, сосна, ель. Ко второй группе относятся семена с «парашютиками»: одуванчик,  мать-и-мачеха.  Ветром разносятся и семена тополя (тополиный пух), а еще у нас есть необычное   растения -   перекати-поле.  Это степное растения привезли нам дети и родители с Донских степей.
Коллекции семян и плодов.
Дети вместе с родителями приносили в группу семена, косточки, орехи. Теперь дети не выкидывали в мусорное ведро семечки от арбуза или дыни, а промывали их, сушили, а затем, бережно завернув в салфетку, несли в детский сад. И с любопытством наблюдали, как и чем пополняется наша коллекция. Свою  коллекцию мы разделили  по разным признакам:  коллекция семян и плодов   деревьев  и   кустарников,  коллекция «орехов» (каштан, желудь,  грецкий орех, лесной орех и экзотический  кокосовый орех),   коллекция  «ягод» (засушенные  ягоды и  их косточки — шиповник,  боярышник,  вишня,  слива, абрикос, кизил),  бобовых (горох, бобы, фасоль, мышиный горошек).

Коллекция семян.

Коллекция «Морское дно».
Дети, побывавшие с родителями  на курорте привозили с морских побережий различные предметы: высушенные морские звезды, крупные красивые раковины, кораллы и т.п. Коллекция «Морское дно» позволяет детям рассказать о многообразии обитающих на дне моря организмов. Эту коллекцию мы поместили в коробку, на дно которой насыпали морской песок, а стенки украсили морским пейзажем.

«Морское дно».
Коллекция коры деревьев.
Кора разных деревьев отличается по толщине, трещиноватости  (количество и вид трещин), шероховатости, цвету.  В нашей коллекции образцы  разных пород  деревьев:   тополя (кора серо-зеленая, гладкая, в старости с глубокими трещинами),  березы  (у берез разного  возраста  кора отличается),  ивы  (кора  толстая, трещиноватая),  сосны (разная по толщине, цвету, имеет хорошо выраженный запах).  При составлении  этой коллекции не одно дерево не пострадало. Это были спиленные и погибшие деревья. Так же в   коллекции  есть веточки  деревьев и кустарников  с  корой,  с  мхом  и  застывшей смолой.  Коллекция коры является прекрасным объектом для работы:  дети могут определять кору на ощупь, по запаху. А спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами  позволяют детям узнать о возрасте дерева.
Коллекция камней.
Гордостью нашей  коллекции камней является каменный уголь-антрацит. Мы живем в шахтерском городе.  Накануне профессионального праздника детям рассказывали о шахтерском труде, о том, как  добывают уголь. А для наглядности попросили пап работающих на шахте принести уголь. Так у нас стала создаваться коллекция камней.  Потом дети стали приносить свои найденные камешки на улице, на берегу моря. Собрав небольшое количество разных  камней,  мы с детьми их разделили на две группы: природные  камни (каменный уголь, кремень, порода, мел, магнитный  железняк) ) и искусственные (кусочек асфальта, кирпича,  керамзит,  окатанное стеклышко – дети называют его драгоценным камнем).  Собранные образцы,  мы разместили  в ячейки конфетных коробок пронумеровав их, и написав названия камней.  Наша коллекция служит не просто образцом, а объектам,  с которыми дети могут постоянно играть: подбирать группы по цвету, размеру, тяжести,  взвешивать, бросать в воду, и т.п.
Коллекция камней.
Оформление растительных коллекций.
Образцы  семян,  плодов мы  разместили в прозрачные баночки.  На крышке каждой банки прикрепили  рисунок растения или его листка, плода. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее и  в качестве  дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предлагаем детям подобрать к каждому виду семян определенные листья.

Оформление коллекции.
Как говорится в известной пословице «Что посеешь, то и пожнешь». Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год