Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игры на формирование фонематического восприятия
Логопедия
Автор: Гусева Ольга Петровна   
09.03.2015 13:08

Игры на формирование фонематического восприятияИгры на формирование фонематического восприятия

I.ЭТАП – УЗНАВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Ребенок должен научиться различать неречевые звуки:

  • по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки),
  • по акустическим свойствам (громкость, высота, длительность);
  • по количеству звучаний, тембру, направлению появления звука.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЗВУЧАНИЯ

Скачать конспект

  • «О чем говорит дом?» Педагог предлагает ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни, другой комнаты.
  • «О чем говорит улица?» Педагог предлагает ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся с улицы. Можно подключить зрительный контроль.
  • «Узнай шум». Ребенок определяет на слух бытовой шум, реально производимый или в записи: звонок телефона, звук льющейся (капающей) воды, работа пылесоса и т.д.
  • «Узнай по звуку»

Ребенку предлагают закрыть глаза ( «наступила ночь»), внимательно послушать, сказать, какие звуки он услышал (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кош кошки, звон колокольчика, кашель и т. д). Предлагается прослушивание, двух, пяти звучаний. Ребенок по команде «День!» открывает глаза, указывает на звучавшие предметы или их изображения и называет запомнившиеся звуки или предметы, их издающие. Затем слуховое восприятие развивается в процессе

узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота).

  • «Звуки природы». Дети слушают записи голосов животных, птиц, звучание дождя, капели, морского прибоя, реки и т.д. Звуки соотносятся с картинками.
  • «Угадай». Логопед расставляет на столе несколько предметов (стакан с ложкой, коробку с кнопками и т.д.) и предлагает ребенку послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем убирает предметы за ширму и предлагает ребенку угадать, что звучит.
  • «Определи одинаковые звуки»

Ребенку косынкой завязывают глаза и предлагают самостоятельно воспроизвести по очереди звучание двух игрушек и определить, одинаковые звуки или нет (предметы, одинаково звучащие, должны быть различны по форме, чтобы ребенок ориентировался только на звук).

  • «Ушки на макушке»

Цели: развивать слуховое внимание, умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик; воспитывать быстроту реакции.

Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик.

Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее

названное логопедом: «Услышите звучание бубна — попрыгайте на месте, погремушки — покружитесь, колокольчика — поднимите руки».

  • «Волшебные коробочки». Необходимо приготовить два набора непрозрачных коробочек для себя и ребенка (3-7). Коробочки заполняются различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, песком, скрепками, нарезанной бумагой. Сначала педагог предлагает ребенку внимательно послушать звучание каждой коробочки и ознакомиться с ее содержимым. Затем по образцу он должен найти звучащую коробочку. Далее по аналогии ребенок подбирает пары звучащих коробочек.
  • «Слушай звуки», «Будь внимательным»

Взрослый, стоя сзади ребенка, ударяет палочкой по барабану (звенит колокольчиком, пищит игрушкой, стучит по столу, мнет бумагу и т.д.) Ребенок должен отреагировать на услышанный звук поднятием руки (поворотом головы, хлопком, откладыванием фишки).

  • «Музыкальные инструменты». Педагог демонстрирует звучание различных инструментов: барабана, дудочки, бубна, трубы, гитары и т.д. Затем ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал. Усложненный вариант: с закрытыми глазами определить, в какой последовательности звучали инструменты.
  • «Двигайся на звук». Воспитатель, спрятав за спиной погремушку (колокольчик, бубен), предлагает ребенку подпрыгнуть, если он услышит звук.
  • «Сторож». Ребенок становится спиной к стулу, на котором лежит флажок (или любая другая игрушка). Педагог с бубном в руках стоит на некотором расстоянии. Другой ребенок очень тихо подходит к столу, чтобы взять флажок. Когда он находится близко от цели, звучит

бубен. По этому сигналу оба ребенка стараются схватить флажок. Кто

сделает это первым. Становится сторожем.

  • «Одинаковые и разные звуки». Педагог, находясь за ширмой или сзади ребенка, звучит сначала различными, а потом одинаковыми игрушками. Ребенок отвечает на вопрос: «Одинаковые или разные звуки?» Пары игрушек: игрушка, издающая писк – свисток; колокольчик – бубен; детское пианино – гармоника.

ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО АКУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ

  • «Найди мишку». Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала (например, бубна). Чем громче звучит бубен, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке.
  • «Близко — далеко». Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить, далеко или близко слышится звук. Вариант: имитируется звук приближающегося или удаляющегося предмета (поезд, машина, самолет и т. д.)
  • «Тихо или громко». Педагог хлопает в ладони (звонит в колокольчик) то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо – ходить, громко – стоять на месте.
  • «Эхо»

Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребенок повторяет его, но тихо.

Ход игры. Воспитатель громко говорит: а-а-а. Ребенок-эхо тихо

отвечает: а-а-а. И так далее. Можно также использовать сочетание

гласных звуков: ау, уа, эа и тд.

  • «Покажи звук». Ребенку дают две карточки: на одной изображена короткая полоска, на другой – длинная. Педагог бубном издает короткие и длинные звучания, а ребенок показывает соответствующую карточку.
  • «Долгий звук – короткий звук». Ребенок воспроизводит звучания на музыкальных инструментах, но прежде, чем играть, предупреждает, долго или коротко будет длиться звучание.
  • «Высоко — низко». Ребенок идет по кругу. Педагог воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино, гармонике). Услышав высокие звуки, ребенок поднимается на носочки, услышав низкие – приседает.
  • «Похожие звуки»

Перед ребенком выставляют ряд картинок, на которых изображены различные животные и предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Ребенок называет предметы на картинках. Ему предлагают внимательно прослушать звучания (высокие и низкие), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

  • «Угадай, что звучит»

Перед ребенком на столе лежат две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко (барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.). По словесной команде взрослого ( «Высокий звук!» или «Низкий звук!») ребенок выбирает подходящую игрушку и проверяет свой выбор, воспроизводя звучание.

ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗВУЧАНИЙ, ТЕМБРУ

  • «Сколько предметов?» Педагог одновременно звучит двумя-тремя предметами, имеющими контрастные звучания (например, свистком и погремушкой; бубном, пищалкой и свистком). Зрительное восприятие ребенком звучащих предметов исключается. Он определяет количество звучащих предметов.
  • «Сосчитай удары». Сначала упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем – без опоры (с закрытыми глазами). Педагог отстукивает 1-3 удара и просит ребенка сосчитать их.
  • «Слушай музыку». Педагог предлагает детям прослушать фрагменты музыкальных произведений и определить, один инструмент звучит или много: соло или оркестр. Вариант: дети определяют, темп музыки: умеренный, быстрый, медленный. Затем выполняют плавные или ритмичные движения в зависимости от темпа музыки: например, укачивают мишку или подбрасывают мяч; «красят кисточкой потолок» и т.д.
  • «Послушай и покажи свое отношение». Например, слушая грохот грома, мяуканье кошки, громкий стук, пение птиц, рычание медведя,
  • дети выражают свое отношение (страх, радость, испуг и т.д.) к воспринятому с помощью движений и мимики лица.

ИГРЫ НА РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ И ИСТОЧНИКУ ЗВУЧАНИЯ

  • «Покажи, где звук». Ребенок с завязанными глазами находится в центре комнаты. Взрослые или другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди приводят в звучание музыкальные игрушки или пищащие игрушки. Ребенок движением руки показывает, где он слышит звуки, то есть определяет направление источника звуков.
  • «Прятки». Ребенок выходит из комнаты, логопед прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребенок должен прислушаться и определить, в каком он месте спрятан.
  • «Где котенок, где щенок?» Два-четыре магнитофона устанавливают в разных точках помещения. Ребенок с закрытыми глазами последовательно прослушивает в аудиозаписи голоса животных (кошка и собака), показывает направления звучаний. После этого включают сразу два магнитофона, и ребенок обеими рука и показывает, где слышатся голоса. Далее он определяет принадлежность услышанных голосов и показывает по памяти, где «сидел» щенок, а где котенок.

В результате данных упражнений у ребенка развивается пространственный слух.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

  • «Сделай как я». Сначала упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем – без опоры (с закрытыми глазами). Педагог отстукивает по столу ритмические рисунки, потом просит ребенка повторить их: I-II, II-I, I-III, III-I, II-III, III-II. Усложненные рисунки: I-II-III, II-I-III, I-III-II, II-III-II и т.д. Рисунки воспроизводятся одной рукой, другой рукой, хлопками, ногами.
  • «Кошка и котенок». Педагог предлагает послушать и посчитать

(воспроизвести) количество повторяющихся ударов: 2 удара –котенок,

3 удара – кошка. Простой вариант: II-II-II или III-III-III-III.

Усложненный вариант: II-II-III-II, I-III-II-III-II и т.д.

  • «Слушай хлопки». Дети идут по кругу. На 1 хлопок – принимают позу аиста, на 2 – позу лягушки, на 3 хлопка – возобновляют ходьбу.

Умение правильно воспроизводить ритмы способствует адекватному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (словообразования).

II. ЭТАП – РАЗЛИЧЕНИЕ ВЫСОТЫ, СИЛЫ, ТЕМБРА ГОЛОСА НА МАТЕРИАЛЕ ОДИНАКОВЫХ ЗВУКОКОМПЛЕКСОВ.

На этом этапе дошкольников учат различать одни и те же звуки речи (слоги, звукосочетания, слова, фразы) по акустическим характеристикам: высоте, силе, длительности, тембру. На данном этапе также продолжается работа по развитию речевого внимания.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ВНИМАНИЯ

  • «Птицы». Дети выполняют действия по слову-сигналу: «Птицы летают», «Птицы чистят свои перышки», «Птицы засыпают».
  • «Четыре стихии». Дети стоят по кругу. По сигналу «земля» опускают руки вниз, «вода» — вытягивают вперед, «воздух» — поднимают вверх, «огонь» — вращают в локтях.
  • «Покажи, где растет». Дети «гуляют по саду», если услышат название овоща, приседают, а если фрукта – поднимаются на носочки, руки поднимают вверх.

Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРОМКОСТИ РЕЧЕВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

  • Дети по очереди называют имя водящего, который стоит к ним спиной. Ребенок должен догадаться, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего: «Ау!», а тот отгадывает, кто его звал.
  • Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, «спрятаться», услышав громкие.
  • Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко — тихо). Кричат дети: ау (гром ко), ау (тихо). Аналогично: лает собака, мяукает кошка, кудахчет курица, квакают лягушки, поет петух и т.д.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ ЗВУКА И ЕГО

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

  • «Лесенка». Педагог предлагает ребенку повышать и понижать голос диктора с помощью движений руки, изображая движение по лесенке.
  • Пропевание гласных звуков низким и высоким голосом по показу и по инструкции, «озвучивание» предметов.
  • Сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Колобок» и т.д. Раскладывание картинок в соответствии с повышением высоты голоса изображенных персонажей. Отгадывание по высоте голоса персонажа, который произносит фразу.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВЫХ

СИГНАЛОВ

  • Длительные и краткие звучания речевых элементов усваиваются в процессе показа движениями руки длительности и краткости услышанных звуков, изменения скорости произнесения ребенком слогов, слов, фраз.

ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗВУЧАНИЯ РЕЧЕВЫХ СТИМУЛОВ

Используются те же игры, что и при развитии неречевого слуха, но используется в них речевой материал: имена детей, звукоподражания животным и т.д.

  • «Найди меня».
  • «Кто где?»

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ

ЯЗЫКА

  • Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. А — плачет, кричит девочка, а – показывают горло врачу, а – поет певица, а – качаем малыша, а – девочка укололась иголкой.
  • Определение тембра речевых звучаний: женского, мужского, детского голосов, узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (ой, ну, ах, да ну и др.) и их демонстрация с помощью жестов.
  • Самостоятельное эмоциональное озвучивание различных состояний и настроений человека по иллюстрациям, словесной инструкции.
  • Отстукивание простых слогоритмов без выделения ударного слога, воспроизведение в различном темпе доступного для правильного произнесения речевого материала и т.д.

Таким образом, в результате первых двух этапов у ребенка должны быть достаточно развиты понимание речи, пространственный, интонационный и фонетический слух.

III. ЭТАП – ИГРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧЕНИЯ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО

ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ

  • «Выбери себе пару»

Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фонематический слух, быстроту реакции.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза — коса, миска — мишка, крыша — крыса.

Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга,. В руках у них карточки с картинками. По сигналу логопеда шеренги начинают дви-гаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изображение по своей карточке.

  • Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко,
  • медленно, четко произносит звукосочетание. Банан-паман-банан-банам.
  • Ребенку предлагается произнести похожие слова сначала по 2, затем по три в названном порядке: мак-бак-так, бык-бак-бок, будка-дудка-утка, тыква-буква-будка.
  • Из 4 слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: утенок-утенок-утенок-котенок, билет-балет-балет-балет.
  • Из каждых 4 слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три: Пятка-ватка-лимон-кадка; совок-гном-венок-каток.
  • Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных слов больше

похоже четвертое: калитка-дом-каток (улитка, гном, платок, листок, ком).

  • Взрослый читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в строке.

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и … (детишки, ребята, малыши).

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу).

IV. ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СЛОГОВ

Примерные игры:

  • Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
  • та-та-Та, та- Та-та, Та-та-та. С акцентированием ударного слога; отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием; отстукивание ритмического контура слова (например, «машина» — та-Та-та или па-Па-па).

Выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слогов педагогом; воспроизведение слогов и слов в различном темпе скоординированном с темпом собственных движений или де

  • Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками: та-то-ту, бу-бо-ба, да-ды-до и т.д.
  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па, по-ко-то, ву-му-ну.
  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости: та-да, по-бо, ву-фу; кА-га-ка, са-за-са..
  • Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: та-тя, па-пя, вы-ви.
  • Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков: па-тпа, та-кта, на-кна.
  • Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-пты, кна-кно-кну-кны.
  • Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении: пта-тпа, кна-нка.

V. ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

  • Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест. Поднять зрительный символ и т.д.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.
  • Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания
  • ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук – хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.
  • Игра «Охотники», «Поймай звук».

ЦЕЛЬ: выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов.

Ход: логопед называет ряд звуков (слогов, слов). Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданный звук.

  • «Звуковое лото»

Игровой материал. Лото.

Правила игры. Ребенок должен определить, в названии какого предмета на карточках есть заданный звук, и закрыть изображение этого предмета пустой карточкой. Побеждает тот, кто быстрее других закроет все картинки.

Ход игры. Играют несколько детей. У каждого карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Называем звук, например Л. Воспитатель спрашивает, у кого из игроков изображение предмета, в названии которого есть звук Л. Этот звук может стоять в любом месте слова (в начале, середине, конце). Картинку с правильно найденным зву-ком ребенок закрывает карточкой.

VI. ЭТАП – РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

  1. Выделение первого ударного и безударного гласного звука в слове.
  2. Анализ звукосочетаний типа – ау, иа, ауи. Детям, испытывающим трудности при анализе, целесообразно упражнения с опорой на символы, игру «Живые звуки».
  3. Выделение конечного согласного в словах, анализ (и синтез) закрытых слогов типа — ап, ут, выделение гласных а,о, у, ы в середине слова.
  4. Выделение согласных звуков в начале слова, слогообразующего гласного, анализ открытого слога.
  5. «Наоборот»

Логопед объясняет, что будет говорить слог и бросать мяч ребенку, ребенок должен переставить звуки в слоге наоборот и сказать новый слог, бросив мяч обратно (Са – ас)

6. «Шагай и называй» ребенок шагает и на каждый шаг называет слово, начинающееся на заданный звук, например, на звук П ( «паук», «почта», «погремушка», «помидор», «патиссон»)

7. «Умный мячик»

Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать глазомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.

Оборудование: синий и зеленый мячи.

Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, то, поймав его, дошкольник должен назвать слово, начинающееся с твердого звука (например, полка). Если логопед бросает зеленый мяч,

дошкольник называет слово, начинающееся с мягкого звука (например, пила)

8. «Подарки Аленке»

Правила игры. Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Ход игры Воспитатель. Когда Аленке исполнилось шесть лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук У в начале слова. Угадайте: какие игрушки могли подарить девочке? (Утку, улитку, утюг). Аналогично обыгрываются другие звуки.

9. «Живая стрелка»

Цели: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу; воспитывать целеустремленность.

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.

В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему ха-рактеристику.

10. «Звукоедик»

Игровой материал: Кукла

Правила игры: дети должны добавить к буквосочетанию звук (в начало), чтобы получилось слово.

Ход игры: У звуковичков есть страшный враг- Звукоедик. Он питается начальными звуками всех слов. Помоги кукле восстановить первые звуки в словах, которые она произносит. (Ходит с куклой в руках и говорит: …каф, …тул, …тол, и.д.) Что хотела сказать кукла?

Вариант игры: Звукоедик съедает последний звук.

11. «Цветы и пчелки»

Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.

Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты.

На полу разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.

Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети подбегают к зеле-ному цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зелёный квадрат.

12. «Цепочка слов»

Логопед предлагает детям составить на доске цепочку из картинок таким образом, чтобы каждая следующая картинка начиналась на последний звук предыдущей.

Первую картинку прикрепляет на доску логопед и просит детей определить последний звук в слове ( «попугай»). Каждый ребенок берет по картинке, вы-деляет первый и последний звуки. Прикрепляет картинку на магнитную доску, называя свое слово, а затем последний звук

13. Анализ односложного слова.

14. Деление слов на слоги, выкладывание слоговой схемы слова. Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова.

15. «Найди свой домик»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки; сундучок.

В разных местах группы расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами — с двумя слогами, с тремя окнами — с тремя слогами.

Дети по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда дошкольники разбегаются по группе, а по следующему сиг-налу находят домики, где будут жить их картинки.

16. «Прошагай слово» Взрослый говорит названия предметов, животных, птиц. Ребенок шагает, проговаривая слово по слогам так, чтобы на каждый шаг приходился слог.

Ребенок идет и говорит: «стре-ко- за», «му-ра-вей», «па-ук», «жук».

17. Полный звукослоговой анализ одно- и двусложных слов (бусы, замок). Правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для этого вида анализа используются те слова, произношение которых не расходится с написанием. Упражнения в преобразовании слов: что будет, если заменить звук … на звук … (Саша-Маша, мышка, мишка), в добавлении недостающего звука (д, ш плюс у-душ), преобразование слогов (ла-пла, па-пла).

18. Звукослоговой анализ слов со стечением согласных (стол, Клава, клубок, кран, парк, клоун). Упражнения в подборе слов к схеме.

19. «Подобрать схему к картинке»

Даны две картинки с насекомыми (паук, жуки) и три готовые схемы (звуковые). Дети самостоятельно определяют, какая схема подходит к какой картинке, закрепляют картинки на доске, под ними — схемы.

20. Деление предложений на слова. Выкладывание схемы.

21. «Ребусы»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год