Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».
Логопедия
Автор: Коготкова Л.М.   
12.03.2015 10:24

Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».Консультация для родителей на тему: «Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией».

Составили учителя-логопеды: Бажина С.А., Коготкова Л.М.

Дизартрия – это тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Это латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения.

Под дизартричной речью обычно понимается речь неясная, смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Для ее характеристики применяют выражение «как будто каша во рту».

Характеристика данного речевого нарушения позволяет определить непосредственную конкретную цель, задачу и систему логопедического воздействия.

Цель логопедической работы при дизартрии может быть сформулирована следующим образом: выправить звуковую сторону речи ребенка в широком смысле этого слова и попутно выровнять все остальные стороны речи и личности ребенка, вторично пострадавшие в своем развитии в связи с основным нарушением.

Задача логопедического воздействия:

а) преодолеть имеющиеся нарушения речевой моторики;

б) преодолеть и затормозить неправильные речевые навыки;

в) создать взамен их новые правильные;

г) закрепить новые навыки до автоматизации.

Коррекционная логопедическая работа при дизартрии строится комплексно. Она включает в себя медицинское и логопедическое воздействие.

Медицинское воздействие включает в себя:

  • медикаментозное лечение, так как дети-дизартрики – органики, то есть с органическим поражением
  • физиотерапевтическое лечение (электрофарез, кварцевание и т.д.)
  • массаж 1раз в полгода.

Логопедическая работа включает в себя разделы:

  1. развитие общей моторики ребенка;
  2. мелкой моторики;
  3. артикуляционной;
  4. мимической мускулатуры;
  5. коррекция звукопроизношения (т. е. постановка, автоматизация и дифференциация);
  6. коррекция и развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
  7. развитие лексико-грамматической стороны речи;
  8. коррекция личности в целом.

Мы уделяем особое внимание на общую, мелкую и артикуляционную моторику.

При развитии общей моторики используются комплексы для снятия излишнего напряжения мышц с помощью гимнастических упражнений.

Также для развития общей моторики можно использовать иные комплексы гимнастических упражнений (упражнения со скакалками). При этом следить за тем, как ребенок переключается с одного упражнения на другое. Вырабатывать темп и ритм выполнения упражнений. При этом хорошо использовать счет, музыку (медленно и быстро). Очень нужны танцы, ритмика, хореография, аэробика.

Иногда можно включить в занятия плавание, катание на велосипеде, коньках.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. У большинства детей с дизартрией наблюдаются отклонения в формировании тонких движений пальцев (движения неточные, не координированные).

По данным М.И. Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также виды деятельности, например:

  • составление предметных разрезных картинок, сначала по образцу, потом по памяти
  • пальчиковые игры с кукольным и теневым театрами
  • различные шнуровки
  • мозаика, конструкторы
  • лепка
  • работа с шаблонами, их обведение, штриховка, раскрашивание цветными карандашами
  • работа с ножницами, с иголкой
  • складывание из палочек, спичек геометрических фигур, букв
  • наматывание ниток на катушку, клубок
  • расстегивание и застегивание пуговиц
  • выкладывание бисером (показ)
  • различные действия с мешочками (в мешочках могут быть любые предметы: семечки растений, крупы, бобы и т.д.).

Для родителей можно порекомендовать действия (чистка яиц, перебирать крупу, горох, лепка).

Пальчиковые упражнения надо давать малышам порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта.

А также предлагаем десять комплексов пальчиковой гимнастики, которые можно применять в работе с детьми ОНР. Каждый комплекс разучиваем в течение недели. Предварительно вспоминаем или заучиваем название пальцев.

Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешка. Дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят ее, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно – синхронно. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности, у детей улучшается память, внимание, слух, зрение.

Определенное место отводится развитию мимических движений и движению языка, губ. Вначале детям предлагаются упражнения на развитие мышц лица. Это обусловлено тем, что у детей при дизартрии отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.

Примерные упражнения: закрепление глаз, зажмуривание обоих глаз (поочередное правой, левой глаза), надувание щек, задувание свечей и др.

Рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Например: Мальчик ест кислый лимон. Сделаем так, как будто мы едим кислый лимон и т.д.

Если напряжение мышц лица повышено, то оно может передаваться на мышцы артикуляционного аппарата. Для снятия можно использовать массаж в 4 этапа:

  1. поглаживание;
  2. разминание;
  3. вибрация;
  4. поглаживание.

Все движения повторяются около 15 раз. Должны проводиться ежедневно и неоднократно.

Так как у дизартриков повышена соливация, мы должны проводить работу по ее преодолению.

Это могут быть упражнения:

  • жевание сухарей, глотание
  • облизывание блюдца (это, правда, не эстетично)
  • глотание воды маленькими порциями
  • имитация глотания и жевания с запрокинутой головой
  • подсасывание слюны. Проглатывание разовым толчком с последующим проговариванием звука.

Выполнение артикуляционной гимнастики может выполняться активной и пассивной методикой (пассивной, то есть с механической помощью или активно-пассивной).

Эти упражнения должны выполняться на каждом занятии, до тех пор, пока дети не научатся их выполнять.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в коррекционных группах детского сада и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Литература.

М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить».

М.С. Рудина «Пальчиковый игротренинг».

Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах».

З.А. Репина «Поле речевых чудес», «Уроки логопедии».

О.В. Правдина, Л.С. Волкова «Логопедия».

Е. Синицына «Умные пальчики».

В. Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем».

Статьи из журналов.

Лекции Артемьевой и Ужлатовой.

Л.М. Козырева «Логопедическое пособие».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год