Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие понимания предложно-падежных конструкций в системе логопедической работы по преодолению ОНР
Логопедия
Автор: Сальникова Анастасия Вячеславовна   
01.04.2016 19:11

Развитие понимания предложно-падежных конструкций в системе логопедической работы по преодолению ОНРРазвитие понимания предложно-падежных конструкций в системе логопедической работы по преодолению ОНР

Составитель учитель-логопед Сальникова А.В.

Практика работы образовательных учреждений показывает, что у большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности различна и не всегда коррелирует с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях — в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.

В системе занятий по развитию речи, лексико-грамматического блока значительное место должна занимать работа по формированию практических навыков владения предложно-падежными конструкциями. В ее основе овладение детьми пространственными представлениями.

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

 

Коррекцию необходимо проводить соответственно этапам развития в онтогенезе. Если «западает» один из этапов необходимо вернуть ребенка к базовому. Специалисты должны методически правильно, последовательно, с постепенным усложнением обучать детей задачам раздела ориентировка в пространстве, параллельно формируя падежно-предложные конструкции в речи.

I этап: Ориентировка “на себе”.

Базовой задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении “от себя”.

Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.). Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. Например, рассматривается машина: спереди кабина, кузов—сзади, внизу — колеса, передние и задние.

II этап: Ориентировка “от себя”.

В дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений типа “Куда показывает флажок? ”. Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.

Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:

  1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: «Где ложка в стакане?, Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?» Ребенок должен показать соответствующую картинку.
  2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда. Сначала отрабатывается понимание предлогов, связанных со знакомой ситуацией, например: «Положи карандаш в пенал, под пенал, на пенал», «Положи ручку на книгу, в книгу, под книгу», «достань игрушку из шкафа, из-под шкафа» и т.д.
  3. Упражнение на дифференциацию предлогов (В-НА, ПОД — ИЗ-ПОД, ИЗ — ОТ, ОКОЛО — ЗА). На стол ставят две одинаковые коробки, в одну из которых кладут карандаш; такой же карандаш кладут под крышку другой коробки. По просьбе логопеда ребенок подает тот карандаш, который просит взрослый:» Возьми, карандаш, который лежит В коробке (на коробке, около)».
  4. Игра «Правильно подними карточку»

Логопед называет словосочетания с предлогами (напр., с предлогами НА, В, ПОД, НАД и др.) Дети поднимают карточку с соответствующей схемой предлога.

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагаются следующие игры и упражнения:

1. «Маленькое слово»

Цель: дать детям понятие о значении предлога (например, НА) в речи.

Логопед вызывает одного из детей и дает ему задание: «Положи кубик на стол. (Ребенок выполняет задание). Положи кубик... стул. (Ребенок не выполнил задание). Почему ты не положил кубик? Ты не знаешь, куда его положить, т. к. я пропустила маленькое, но очень важное слово. Дети, догадайтесь, какое слово я потеряла». — «НА».

Затем даются инструкции другому ребенку. Аналогично даются понятия и о значении других предлогов.

2. Игра «Куда села муха?»

Цель: Закрепление навыка правильного употребления существитеьных с предлогом НА.

Логопед держит в руке игрушку-муху или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос:» Куда села муха?».

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.

3. «Посмотри и назови»

Цель: уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (НА, В, ПОД, ЗА и др.); учить детей составлять предложения по наглядной ситуации.

Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы и т. п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом НА (под, за).

4. «Придумай предложение»

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Взрослые предлагают ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку.

Птица свила гнездо на ветке.

Птица уселась набольшую ветку.

Птица сидит на ветке и поет и т.п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

5. Упражнение «Послушай, запомни, назови»

Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (напр., НА).

Взрослый четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка — выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА», то есть произнести его утрированно.

На полянке возле речки загорали огуречки.
Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.
Воробей сидел на ветке у окна,
Ну а я- на табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:
Воробей на крышу с ветки,
А я на пол с табуретки
Белые снежинки на веточках висели,

Белые снежинки от ветра полетели:
На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,
На высокие дома…
Значит, к нам пришла зима!

Аналогично проводится работа над другими предлогами.

6. Игра «Кто где живёт?»

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

Дети подбирают пары картинок, отвечая на вопрос логопеда: «Кто где живёт?».

- Лиса живёт в норе.

- Медведь живёт в берлоге.

- Белка живет в дупле.

- Волк живет в логове.

- Собака живет в конуре.

И т.д.

7. Игра «Что в чём?» на тему посуда.

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

На доске выставляются картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп?

- Суп варят в кастрюле.

- В чем носят воду из колодца?

- Воду носят в ведре.

- В чем кипятят воду?

- В чем хранят сахар?

- Сахар хранят в сахарнице.

И т.д.

Аналогичным образом проводится игра «Где что лежит?»

- Где лежит хлеб?

- Хлеб лежит в хлебнице.

- Где (на чём) жарится рыба?

- Рыба жарится на сковороде.

И т.д.

8. Цель: учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог В.

Логопед просит детей отвечать целым предложением, каждый раз выделяя голосом «маленькое слово В».

- Куда пойдет мама, если: нужен врач? нужно починить обувь? нужно сжить платье? нужно купить платье? нужно купить овощи? нужно купить лекарство? болит зуб?

- Во что можно завернуть игрушку? (в газету, бумагу, материю, марлю, салфетку, и т.д.)

- Где можно мыться, купаться? (в ванне, бассейне, реке, море, озере, пруду, ручье, бане...).

9. Игра «Где что растет?»

Цель: закрепление навыка употребления существительных с предлогом.

На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса, луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей, фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы и др. Логопед говорит:

- Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места туда, где они растут. Где растут овощи? (Овощи растут на огороде). Картинка с овощами располагается около изображения огорода. И т.д.

Аналогичным образом проводятся игры «Где что покупают?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» (посуда, одежда, книги).

10. Цель: уточнить для ребенка пространственное расположение предметов, выраженное предлогом ПОД; учить выделять предлог ПОД в предложении и составлять предложения с этим предлогом.

Взрослые рассказывают малышу о том, что в одном загородном доме (в деревне) жил котенок Тишка. Тишка был шустрым, непослушным котенком, целый день бегал по дому и по двору, всюду залезал, заползал. Взрослые просят малыша посмотреть вокруг, подумать, представить и рассказать: под что мог залезть котенок Тишка? При этом он просит «нажимать» на «маленькое слово ПОД». Когда после самостоятельного подбора нескольких слов малышу потребуется помощь, желательно подсказывать ему существительные в именительном падеже, с тем, чтобы ребенок сам образовывал предложно-падежные конструкции. Например:

- а если это был забор? (Ответ ребенка: Тишка залезал под забор)

-в доме было крыльцо. (Ответ: Тишка залезал под крыльцо.) и т. п.

После того как малыш правильно составит 10-12 предложений и в каждом из них выделит голосом «маленькое слово ПОД», можно повторить и заучить правило: Маленькое слово ПОД появляется тогда, когда предмет находится внизу.

11. «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»

Цель: закрепление предложных конструкций.

Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки (рис. 5) и просит ответить на вопрос: «Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?». Например:

- На ёлке шишки (красный шар, звезда, серпантин...)

- Под ёлкой заяц (ёжик, подарки, Дед Мороз...)

12. «Игра в поезд»

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов В, НА, ПОД.

На доске выставляется макет поезда. Логопед говорит:

- Пассажиры везут в поезде разные вещи. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом В. Во втором вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в третьем — со словом ПОД.

Логопед показывает картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинки в соответствующие «вагоны». Например, картинка «Мяч лежит на стуле» помещается во второй вагон, а картинка «Туфли стоят под стулом» — в третий вагон. И т.д.

13. Цель: учить детей вставлять в предложение пропущенный предлог.

Взрослый просит ребенка вспомнить, какие «маленькие слова» он уже знает (НА и ПОД) и когда каждое из них появляется в предложении; затем предлагает внимательно послушать предложения, которые написал Незнайка, и если надо, добавить нужное «маленькое слово»:

Пчела села … цветок.
Папа лежит …диване.
грядке поспели помидоры.
Мама убирает комнату.

…подоконнике стоят красивые цветы.
Дети играли… поляне.
…окном растет куст сирени.
Ласточки свили гнездо…крышей.

Мама хранила стиральный порошок… мойкой.
Пластмассовый таз стоял…ванной.
Алеша увидел …креслом большого паука.
Катя держит букет. и т.п.

Включение в упражнение «провокационных» заданий мобилизует внимание ребенка и увеличивает его интерес. Аналогично отрабатываются другие предлоги.

14. Определить, применительно к каким предметам используются слова.

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.

Предлагаются вопросы «у кого?, у чего?».

Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

Язычок — у человека, у ботинка;

Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

15. «Отгадай загадки»

Цель: закрепление конструкций родительного падежа существительных с предлогом У).

Детям необходимо ответить на вопросы логопеда полным предложением. Вопросы можно задавать в зависимости от лексической темы. Например:

- У кого рога?

- У кого мягкие лапки?

- У кого вымя?

- У чего ножки?

- У чего колёса?

И т.д.

16. «Кто у кого?»

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У).

На фланелеграфе картинки с изображением животных и их детёнышей. Логопед предлагает детям найти и назвать детёнышей животных и их мам, ответить на вопрос «кто у кого?»

17. Игра «Что с чем?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

  1. вариант: Детям предлагаются картинки, например: корова с теленком, чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками, ваза с цветами, стакан с молоком. Логопед предлагает детям назвать, что с чем изображено на картинке.
  2. вариант: Детям предлагается ответить на вопросы логопеда полным предложением, выделяя голосом предлог С.

- С чем ведро, если в нём... (вода, молоко, бельё, бумага, снег...)?

- С чем кастрюля, если в ней... (суп, борщ, картошка...)?

- С чем банка, если в ней... (капуста, варенье, мёд, мука...)?

И т.д.

18. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи фруктов и овощей, дети отвечают.

- Куда мы положили фрукты?

- В корзинку.

- А куда мы положили овощи?

- В ящик.

- Саша, с чем у тебя ящик?

- У меня ящик с капустой.

- Оля, а утебя с чем корзина?

- У меня корзина с яблоками.

И т.д.

Аналогичное задание по картинкам, например: блюдце с пирожками, пенал с карандашами и т.д.

19. Цель: закреплять умение составлять предложение из предложенных разрозненных слов.

Составить предложение из заданных слов.

Например:

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

И т.д.

20. Игра «Приглашение к чаю»

Цель: закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом С).

Логопед говорит:

- Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни-Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем?

Дети отвечают:

- Мишка любит чай с мёдом.

- Винни-Пух — с вареньем.

- Зайчик — с булочкой.

- Лисичка — с печеньем.

И т.д.

Затем логопед спрашивает: «А с чем вы любите пить чай?».

Список литературы

  1. Левина, Р. Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / Р.Е. Левина //Специальная школа. – 1963. – № 1.– С.62 – 66.
  2. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  3. Левина, Р.Е. Неосознаваемые процессы формирования «чувства языка» / Бессознательное. – Тбилиси: Мецниереба, 1978. – С.249 – 254.
  4. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 214 с.
  5. Рудакова Н. П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2004. №3 С.5
  6. Рудакова Н. П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2007. №5 С.12. -19.
  7. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя языка. /Под ред. Власенко И.Т. //Методы обследования речи у детей. — М., 1992.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004. — 244 с.
  9. Хватцев М. Е. Логопедия – М. 1959 г
  10. Шахнарович, А.М. Некоторые психолингвистические закономерности овладения морфологией / А.М. Шахнорович, Ю.А. Сорокин // Теоретические и прикладные проблемы речевого онтогенеза. – М.: Наука, 1979. – С.191-213.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год