Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Игровые технологии в коррекционно-развивающем процессе
Логопедия
Автор: Карпова Светлана Васильевна   
23.11.2017 00:30

Игровые технологии в коррекционно-развивающем процессеИгровые технологии в коррекционно-развивающем процессе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»

Выполнил: учитель-логопед высшей категории Карпова Светлана Васильевна

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Наша задача – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

 

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

В своей работе я использую игровые технологии для:

  • повышения мотивации к логопедическим занятиям,
  • повышения результативности коррекционно-развивающей работы,
  • повышения работоспособности детей во всех формах и видах занятий,
  • развитие любознательности, интереса к русскому языку.

В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Она выступает как средство побуждения, стимулирования детей к совместной деятельности. Например, появляется гость (Лунтик, Звуковичок, персонажи мультфильмов), приходит письмо с заданием для детей, создается сказочный сюжет, используется сюрпризные моменты.

Нами разработан и систематизирован наглядный игровой материал, подобраны разнообразные игрушки, дидактические, настольно- печатные, словесные и компьютерные игры, презентации, программы «Игры для Тигры», «Учимся говорить правильно». Они являются эффективным средством обучения и развития детей.

На логопедических занятиях я использую игровые технологии для развития артикуляционного аппарата, для выработки плавной направленной воздушной струи, для развития мелкой и общей моторики, звукопроизношения, для развития лексико-грамматических категорий и обучения грамоте.

Влияю на развитие речи с помощью обогащения сенсомоторного опыта детей, включая в работу все их анализаторы. А деятельность всех анализаторов при их взаимодействии успешно влияют на развитие речи. В своей практике используем игры, которые удовлетворяют потребности детей в движениях, в творчестве, корректируют речевые и двигательные нарушения, улучшают память, внимание, восприятие.

Рассмотрим более подробно некоторые игровые технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Мастер-класс с использованием игровых технологий по развитию артикуляционного аппарата.

1. Игровые технологии для развития артикуляционного аппарата

Детям трудно дается выполнение артикуляционных упражнений, это отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Чтобы привлечь ребенка к данному процессу, материал должен более занимательным и увлекательным. При этом применяем различные методы и приемы:

  • биоэнергопластика — это содружественное взаимодействие руки и языка,
  • «Сказка о Веселом Язычке» — комплекс артикуляционных упражнений,
  • «Веселая зарядка для язычка» — упражнения в стихотворной форме по лексическим темам.
  • практикую выполнение артикуляционной гимнастики в сопровождении музыки.

При знакомстве с темой «Путешествие в Простоквашино» (домашние животные) с детьми выполняем артикуляционные упражнения.

«Кошка»

Кошка очень любит молоко, она его лакает из блюдца язычком. Вот так…

Высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения, при этом ладони рук сложить в виде чаши, поднеся ее к лицу, изобразить, что это миска с молоком.

Кошка молоко лакала,

После ротик облизала.

Круговым движением языка облизать губы.

Умылась кошка и пошла на охоту.

Возле норки лежит,

Мышку в норке сторожит.

Вылезет мышка из норки,

А кошка ее –хвать! И поймает. Вот так…

Губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем «поймать мышку» -прикусить язык зубами (язык изображает мышку, а зубы- кошку)

Кошку Мурку мы похвалим,

Бантик розовый подарим. Вот такой…

Открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и «выкатить» изо рта наружу, затем прикусить язык, находящийся в таком положении, верхними зубами; зажатая между зубами часть языка будет напоминать бантик.

При знакомстве с темой «Какой бывает транспорт?» выполняем артикуляционное упражнение.

Посмотрите, самолет отправляется в полет.

Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит.

Прикусить зубами широкий кончик языка и длительно произносить звук Л, при этом поднять руки в стороны и покачивать ими, как крыльями.

Ну, а это парашют.

Вниз нас спустит в пять минут.

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Высунуть изо рта широкий кончик языка, придав ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подлететь вверх.

По шоссе спешат машины, «Би-би!»

Мотоциклы.

Подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель, в руках держать воображаемый руль.

По железной дороге мчатся поезда:

«Чух-чух-чух», вращать руками, как колесами

«Ту-ту-ту!» помахать рукой в знак прощания

Даже под землей теперь ездят поезда.

-В самом деле?

-В самом деле!

Выезжает из туннеля. Вот так…

Высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а затем убрать его обратно.

2. А сейчас представлю игровы технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него.

Для развития дыхания используются самые разнообразные игры: «Сдуй лягушку в болото», «Открой картинку», «Веселые лыжники», «Сдуй снежинку с рукавички», малышам нравится надувать мыльные пузыри, отправлять в плавание бумажные лодочки т.д.

Выполним упражнение «С горки»

Цель: тренировать фиксированный выдох.

Оборудование: мячи-гиганты.

Садимся на мячи-гиганты. Выпрямили спинку. В прыжке делаем глубокий вдох носом. Приземляясь, на выдохе произносят «у-у-ух!» (санки свалились в сугроб). Выполним упражнение вместе.

А сейчас предлагаю выполнить упражнение «Насос»

Цель: формировать фонационное дыхание с сопротивлением.

Оборудование: мяч-гигант.

Нам понадобится мяч-гигант. Встать перед мячом, руками опираясь в него, делаем вдох через нос. Одновременно надавливаем руками на мяч и выдыхая, произнося звук «с-с-с»

3. Игровые технологии для развития фонематического слуха при

подготовке к обучению грамоте.

В работе использую разнообразные игры с мячом. Они удовлетворяют потребности детей в движениях, тем самым развиваем мелкую и общую моторику, глазомер, ловкость, точность движений, что способствует коррекции звукопроизношения, развитию звукового анализа слова, определению первого и последнего звуков в словах.

Приглашаю тех, у кого картинки с мячом.

Предлагаю Вам сыграть в игру с мячом «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».

Сейчас будем произносить слова по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. Вот так… ма-ши-на.

Я показываю игрушку, вы называете ее, отбивая слоги мячом (матрешка, корова, неваляшка, мяч, кукла).

А сейчас предлагаем вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха с использованием ИКТ. Внимание на экран.

Игра «Разложи картинки по корзинкам» (дифференциация звуков С-Ш)

Разложите картинки по корзинкам со звуками С-Ш. Собака- в какую корзинку положим? (стол, колесо, лошадь, матрешка) И т.п.

Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом.

Благодарю за внимание!!!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год