Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Как учить стихи играючи
Логопедия
Автор: Надежда Сергеевна Рыбак   
05.10.2014 15:40

Как учить стихи играючиУчитель-логопед МДОУ «Незабудка»
Рыбак Н С
КАК УЧИТЬ СТИХИ ИГРАЮЧИ
Игра имеет важное значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируются личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.

 

Скачать конспект

Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. Для детей дошкольников особенно важна игровая мотивация деятельности. Малыши с восторгом воспринимают короткие рифмованные потешки, сопровождающиеся элементами пальчиковой гимнастики или движениями для развития общей моторики.
Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или иное игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.). Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами.
Наравне со сказкой и рассказом (а может быть, даже и выше их) как фактор развития речи детей должно быть поставлено художественное стихотворение. Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует на душу ребенка силой и обаянием ритма.
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Мы знаем, как рано ребенок начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, проявлять рано выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи, в соответствующем, конечно отборе, всегда производят впечатление на детей.
Чем меньше ребенок, тем определеннее должен быть ритм стихотворе-ния, тем проще те художественные образы, которые в нем воплощаются, и нельзя не удивляться той легкости, с которой такие стихотворения детьми запоминаются. Каждое же словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словесный фонд, формирующий его собственную речь. Потому-то, принимая в соображение необычайную легкость, с которой стихи запоминаются детьми, и следует быть крайне осторожным при выборе стихотворений.
На первом месте стоит материал народного творчества. Народные песенки, шутки, прибаутки, потешки как по содержанию, так и по форме и языку более чем что-либо отвечают требованиям, которые должны предъявляться к стихам для маленьких.
А требования эти таковы:
1) простота и четкость ритма,
2) краткость самого стишка и отдельных строк,
3) простота и ясность знакомых детям образов,
4) отсутствие описательного и созерцательного моментов при ярко выраженной действенности.
Вопрос о заучивании, или, вернее, запоминании стихотворений детьми, требует к себе специального внимания. Не обязательно, чтобы все стихи, предла-гаемые детям, заучивались ими наизусть. Большинство стихотворений прочитывается детям с целью предоставить им слуховое восприятие художественных словесных форм, воспроизводящих знакомый художественный образ. Лучшие стихотворения прочитываются повторно несколько раз. Память на ритмическую, рифмованную речь у детей прекрасная, и они запоминают стихотворение быстро и легко.
При заучивании стихотворных текстов, можно применять разные методы и приемы, разнообразные «подсказки», например:
•    рисуем (кодируем) стихотворение;
•    изображаем в действии;
•    показываем;
•    играем;
•    используем серию картинок;
•    используем один рисунок;
•    считаем.
РИСУЕМ СТИХОТВОРЕНИЕ
Сначала воспитателю нужно подобрать «рисуемое» стихотворение, вы-учить его наизусть, закодировать (изобразить с помощью символов), выразительно прочитать. Дать установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».
Медведь
Как под горкой –
Снег, снег.
И на горке
Снег, снег.
Как под елкой –
Снег, снег.
И на елке
Снег, снег.
А под снегом
Спит медведь.
Тише! Тише!
Не шуметь!
(И. Токмакова)
Воспитатель вместе с детьми воспроизводит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.
Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.
Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению.
Приставалочка
1. Отчего у мамочки
на щеках две ямочки?    4. Почему у птичек
нет рукавичек?
2. Отчего у кошки
вместо ручек ножки?    5. Почему лягушки
спят без подушки?
3. Отчего шоколадки
не растут на кроватке?    6. Да оттого, что у моего сыночка
ротик без замочка!
С. Черный

ИЗОБРАЖАЕМ В ДЕЙСТВИИ
Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Чтение стихов, в частности потешек, с их четким ритмом помогает улучшить у ребенка координацию движений. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы.
Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и пока-зать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения.
Малыш включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение. 
Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков.
Пять малышей.
Один малыш качается в саду.    (Показывает указательный палец. Опускает его вниз и покачивает им.)
Два малыша купаются в пруду.    (Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)
Три малыша ползут к дверям в квартире,    (Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указательным пальцами изображает мелкие шажки.)
А в эту дверь стучат еще четыре.    (Указательным пальцем правой руки стучит по раскрытой левой ладони. Выставляет четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец.)
С пятью другими тоже все в порядке.    (Показывает пять пальцев. Сжимает ладонь правой руки в кулак, поднимает большой палец.)
Им весело, они играют в прятки.    (Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)
Где притаились, ясно и ежу,    (Прижимает указательный палец к гу-бам. Делает «ежика» из пальцев обеих рук.)
Но я глаза зажмурил и вожу:
«Один, два, три, четыре, пять,
Ну, берегитесь, я иду искать!»    (Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягивает руки вперед.)
С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения с воспитателем.
Снегирёк
Сел на ветку снегирёк.
Брызнул дождик – он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.

Сел    на ветку    снегирёк    Брызнул    дождик –     он про-мок

руки к плечам    руки в стороны    помахать ру-ками – «кры-лышками»    соединить пальцы вме-сте, затем будто от-толкнуть ими что-то, раз-жать    перебирать пальчиками сверху вниз    сжаться в комочек

Ветерок,    подуй слегка,    Обсуши    нам    снегирька

плавно помахать руками над головой из стороны в сто-рону    обмахнуться, как веером, - сделать ветерок    перебирать пальцами перед собой вдоль те-ла    руки к себе    помахать «кры-лышками»

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ
Логоритмические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения представляют особый интерес для логопедов и воспитателей логопедических групп, не владеющих музыкальными инструментами.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в раз-ных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.
К стихотворному материалу предъявляется ряд требований. Он должен иметь:
–    разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма заикающихся; для развития словаря (глагольного, именного) у детей с общим недоразвитием речи; для автоматизации звукопроизношения у детей с дизартрией и т.д.;
–    определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
–    среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
–    насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
–    сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механиче-ские движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
–    при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.
Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.
«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверен-ность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего возраста.
Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.
УПРАЖНЕНИЯ ПО МЕТОДИКЕ «РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ»
Мы – шоферы    Вкусный арбуз
Едем, едем на машине,         Мы большой арбуз купили     
Нажимаем на педаль.     
И домой скорей пошли.     
Газ включаем, выключаем,     
Там его мы долго мыли,     
Смотрим пристально мы вдаль.     
Обтирали, как могли,     
Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!     
Разрезали вдоль полосок,     
Волосы ерошит ветер.     
А потом и поперек.     
Мы шоферы – хоть куда!     
По рукам и подбородку     
Сладкий сок арбузный тек.

ПОКАЗЫВАЕМ СТИХИ
Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, настоль-ный театры, «театр игрушек» и фланелеграф. Малышам воспитатель «показывает» стихотворение несколько раз, чтобы они могли его вместе с ним повторить. Старшим дошкольникам педагог «показывает» стихотворение два раза, затем дети хором произносят текст или кто-либо один читает стихи, а другой «показывает».

Ты – хомяк,
А ты – хорек,
Ты – зайчишка –
Прыг да скок.
Ты – лисица,
Ты – куница,
Ты – бобриха-мастерица.
Ты – охотник…
Ой, беда!
Разбегайтесь кто куда!

Походу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой «живет» новое стихотворение.
ИГРАЕМ СТИХИ
Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а «играет» ребенок, потом наоборот.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке.    (Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки.    (Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить    (Показывает карман.)
И платочек положить.    (Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша.    (Берет кастрюлю с плиты.)
– Где большая ложка наша?    (Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,    («Моет» мишке лапки, вытирает и усажи-вает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку,    (Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку,    (Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей    («Поит» молоком.)
И гулять пойдем скорей!    (Берет мишку за лапку и идет гулять.)
З. Александрова
ИСПОЛЬЗУЕМ СЕРИЮ КАРТИНОК
Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворе-ний увлекает детей, превращает занятие в игру. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.
Этот метод особенно эффективен для детей с речевой патологией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели. Например, при заучивании стихотворения З. Александровой «Новая столовая» сначала воспитатель показывает изображение птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели (педагог выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами). Проводится словарная работа: кормушка, столовая, гонец весенний – путешественник-скворец. Воспитатель дает установку на запоминание: «Теперь смотрите на картинку, слушайте новое большое стихотворение и постарайтесь его запомнить». Читает полностью, не спеша, показывает картинку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь сосед,
Будет вам зимой обед!    (Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,    (Синица и карточка с цифрой 1.)
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.    (Снегири и карточка с цифрой 2.)
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,    (Вороны и карточка с цифрой 3.)
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.    (Воробьи и карточка с цифрой 4.)
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.    (Голубь и карточка с цифрой 5.)
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок!    (Сорока и карточка с цифрой 6.)
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний –
Путешественник-скворец…
Вот и песенки конец!    (Скворец и карточка с цифрой 7.)


Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (Снег.)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые… (Снежинки.)
На посёлки, на лужок
Всё снижается… (Снежок.)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее… (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в… (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка – …(Снегурка.)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (Снег.)

Потом дети читают текст хором, по группам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспитатель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.

ИСПОЛЬЗУЕМ ОДИН РИСУНОК
Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивании потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.
Существует и другой вариант этого метода. Воспитатель читает стихотворение и показывает большой яркий рисунок.
Я сова – большая голова,
На суку сижу,
Во все стороны гляжу,
Жуков и мошек – всех вижу.
Затем задает вопросы, чтобы дети могли ответить словами из текста: кто нарисован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?
Детям из младших групп воспитатель задает эти вопросы несколько раз (ответы могут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: «Послушай-те, как я вам про сову расскажу». Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для лучшего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий – «сова», дети – «насекомые».
СЧИТАЕМ
Четкий ритм и отсутствие выразительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания – в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.
Для малышей можно использовать маленькие считалки типа «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать!» сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, – дети. Поиграв так несколько раз, малыши запоминают считалку.
Любят дети «сонные» считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспитателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном.
Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвижной игре на прогулке. Иногда они приносят «свои» считалки и знакомят с ними друг друга. Дети знают много таких считалок, которых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:
Тыры-пыры, две гантыры,
Бухты-барахты, лебедь крахты.
Солнце, бронце, луковка.
При заучивании считалок совершенствуется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к слову и словотворчеству.
Стихи нужны детям. Будем же им давать наилучшее и оберегать их от всего пошлого и бездарного.

Литература.
1.    Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М., 2005.
2.    Большая книга для малышей. Я и мир вокруг меня. – М.,2002. (Т.Ю. Бардышева. Развитие мелкой моторики. Разговорчивые пальчики.)
3.    Журнал «Ребенок в детском саду». № 2, 2004 (с. 59 – 62).
4.    Нищева Н.В. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. – СПб., 2004.
5.    Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1981.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год