|  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3  «Солнышко» п. Адамовка Оренбургской области
 Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца"  ДЕКАБРЬ 2017Подготовила: учитель – логопед высшей категории Н.В. Макарова
 Уважаемые участники!
 Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс. Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой  системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.
 Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
 Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Лев Семёнович Выготский)
 Девиз:  Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!
 Оборудование: 1.    Индивидуальные зеркала
 2.    Ватные диски.
 3.    Ватные палочки.
 4.    Напальчник.
 5.    Коктельные трубочки.
 Скачать мастер класс 6.    Стаканчики с крышкой, 7.    Постановочные логопедические зонды.
 8.    Ротовая полость «РАТАТУШКА».
 9.    Театр язычка.
 10.    Воздушные шары.
 11.    Бабочка из папирусной бумаги.
 12.    Вертушка.
 13.    Пластмассовые губы для развития воздушной струи.
 14.     Массажный мяч с шипами «Ёжик».
 15.     «Су-джок».
 16.    Шар с резинками.
 17.    Прищепки.
 18.    «Слонёнок - Элефон» - для развития фонематического слуха.
 Программа: 1. Обобщение педагогического опыта по теме.2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.
 3. Рефлексия опыта:
 Б) что взял полезного (интересного).
 В) чем запомнился мастер-класс.
 Цель: Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования. Задачи:
 1.    Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
 2.    Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
 В последние годы наблюдается рост числа дош¬кольников, имеющих нарушения общего и речевого раз¬вития. Цепочка неблагоприят¬ных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
 Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
 Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
 •    развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
 •    последовательная работа над коррекцией проблемных звуков.
 •    профилактика речевых нарушений.
 
 Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.
 Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.
 Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями. И те и другие лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами.
 Для этого мною был разработан определённый комплекс мастер – классов для педагогов и родителей, который называется «Уроки домашней логопедии». Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».
 Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь?
 (Строим дом)
 А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:
 Работа по развитию артикуляционного аппарата Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
 Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
 Работа над общей и мелкой моторикой У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма).  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Развитие правильного речевого дыхания Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. С  детьми ежедневно проводятся  упражнения для развития речевого дыхания.
 Развитие фонематического слуха
 Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
 Проведённая совместная работа с воспитателями  и родителями,  показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия. Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением. Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!
 Практическая часть А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной, а провести их мне поможет моя помощница, знакомьтесь – Ротовая полость, РаТаТуШкА. Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:
 «Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"
 1 этап в постановке звуков –
 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица.  В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить,  и выполнять действие с помощью наших помощников:  у меня ротовая полость, у участников – Театр Язычка. 1.    Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз.
 2.    Ползет мышка по стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ.
 3.    Выполним упражнение «Футбол».  Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз.
 4.    Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку».
 5.    Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать  данное положение. То же самое с правым уголком рта.
 6.    Упражнение  «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8.
 7.    Упражнение «Вкусное варенье».  Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.
 8.    Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась.
 9.    Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
 А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать! Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит  из – за укороченной  подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.
 2 этап –
 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Упражнения для речевого дыхания 1.    Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным, необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками) 2.    Сдуть бабочку с кончика носа.
 3.    Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть,  чтобы не пролить воду.
 4.    Надуем шарик, не раздувая щеки.
 5.    Вертушка, губы.
 3 этап -
 РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
 1.    Массажный мяч.2.    Шар с резинками.
 3.    Прищепки.
 4.    Су-джок терапия.
 5 этап -
 ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).
 4 этап –РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
 Услышишь – хлопни Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит вашу артикуляции). Маленький учитель «Слонёнок - Элефон» Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова. ***Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
 Игра «Телеграф» Для игры нужны нарезанные полоски бумаги и ручка. Вы даёте телеграмму: «Слонёнок заболел». Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове. Телеграмма «слонёнок заболел» будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.И закончить свой мастер – класс мне бы хотелось красивым стихотворением, которое характеризует меня, как учителя – логопеда.
 Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»
 Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе. 1.  ребро – кулак – ладонь – хлопок;
 2.  р – р – р – р;
 ра – ра – ра – ра;
 ро – ро – ро – ро;
 ру – ру – ру – ру;
 ры – ры – ры – ры.
 3.    ра – ро – ру – ры Отлично, молодцы! Трудно? Трудно. И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:Терпение и творчество,
 Упорство и победа -
 Вот главные этапы
 В работе логопеда.
 Все Нади, Вани, Вити
 Должны заговорить,
 И от тебя зависит -
 Быть им или не быть.
 Душа болит за каждого.
 Всем хочется помочь.
 Не раз вопрос: «Что делать?»
 Преследовал всю ночь.
 Идешь порою с сумками,
 А язычок «грибком»,
 Или «лошадкой» цокает,
 Иль губы «хоботком».
 Вдруг затрещишь «моторчиком»
 Раз несколько подряд
 И ловишь настороженный
 Идущих мимо взгляд.
 Так день за днем –
 То вниз, то вверх
 Летает язычок,
 Работать так настойчиво
 Из вас не каждый б смог.
 И… появились звуки
 А вслед возможно слоги,
 А там уже слова пошли
 По правильной дороге.
 При самой первой встрече
 Мы часто слышим: «Датте»,
 А на прощанье четкое:
 «Здоровья вам и счастья!»
 И я без ложной скромности
 Признаться не стыжусь,
 Что я своей профессией
 Действительно горжусь!
 На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!
 |