Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие пространственных представлений у детей — логопатов
Логопедия
Автор: Шамова Татьяна Викторовна   
20.07.2015 15:53

Развитие пространственных представлений у детей — логопатовРазвитие пространственных представлений у детей — логопатов

Шамова Татьяна Викторовна учитель – логопед 2 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Теремок»

с. Белый Яр, республика Хакасия

Сформированность пространственных представлений характеризует общее развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивает целостное гармоничное развитие детей.

От уровня сформированности пространственных представлений во многом зависит успешность овладения чтением, письмом, рисованием и другими видами учебной деятельности.

 

Скачать презентацию

У подавляющего большинства детей с ОНР отмечается крайне низкий уровень развития по восприятию пространства и ориентировки в нем. У них возникают трудности в определении сторон пространства (особенно правой и левой); наблюдается несформированность элементарных уровней овладения пространством, непонимание пространственных отношений между предметами; их неустойчивость; отмечается разрыв между наглядными и словесными компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов; прямая зависимость между тяжестью речевой патологии и степенью выраженности оптико – пространственных нарушений.

Несформированность пространственных представлений ведет к школьной неуспеваемости, к таким ошибкам, которые проявляются на разных языковых уровнях — на уровнях буквы, слога, слова, фразы и текста (неспособность выделять и сохранять в памяти последовательность и структуру высказывания); отрицательно влияет на лексико-грамматическую сторону речи, словесно-логическое мышление и понимание сложных лексико-грамматических конструкций. Существует зависимость между уровнем сформированности пространственного восприятия и наличием трудностей в усвоении слоговой структуры слов. Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями, со всей познавательной деятельностью в целом.

Несфомированность пространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, что ведет к появлению нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности и счета.

Несформированность влияет на:

целостное восприятие объекта, буквы, цифры;

Зрительно – пространственный анализ (определение количества элементов и их расположение относительно друг друга);

Ориентировку на листе бумаги при выполнении графических заданий;

Ориентировку в последовательности выкладывания и написания элементов;

Осуществление зрительного, слухового и кинестетического контроля.

Пространственное восприятие является одной из базовых функций. А при любой форме дезонтогенеза отмечается недостаточность этого психического процесса. Так у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с дизартрией не сформировано адекватное восприятие расположения предметов в пространстве, нарушен процесс отражения пространственного положения предметов, не сформированы соотнесение с образцом и копирование.

Для формирования пространственных представлений и понятий у дошкольников с речевыми нарушениями большое значение имеет коррекционно-развивающая среда, предполагающая комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов детской деятельности:

на логопедических занятиях (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т.д.);

вне занятий (игра, прогулка, массаж, режимные моменты:. умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);

в других видах деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия);

в совместной с родителями деятельности.

Такая среда позволяет корректировать и закреплять умение практически дифференцировать пространственные отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки с помощью соответствующей терминологии.

При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:

  • обучение ориентировки в схеме собственного тела
  • обучение ориентировки в окружающем пространстве
  • обучение восприятию пространственных отношений между предметами
  • обучение ориентировке на плоскости.

Параллельно с работой по дифференциации правых и левых частей тела и развитию ориентировки в окружающем пространстве проводится уточнение понимания и употребления падежно-предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами.

В падежных формах имени существительного отражается понимание связей между предметами, действиями и качествами в мире материальной действительности. Падежные формы употребляются часто в сочетании с различными предлогами. Сочетание с тем или иным предлогом расширяет и обогащает круг значений падежных форм разнообразными смысловыми оттенками.

Результаты исследований детской речи показывают, что по мере усвоения грамматического строя языка в дошкольном возрасте в речи ребенка появляется значительное число разнообразных предлогов в сочетании с разными косвенными падежами. По данным А.Н. Гвоздёва в шестилетнем возрасте при нормальном развитии ребенок использует 21 предлог. В речи ребенка встречаются обозначения таких отношений: пространственных, временных, образа действия, цели, совместности действия, принадлежности. Но при всём разнообразии обозначаемых отношений преобладающие по численности место занимает предлоги, обозначающие пространственные отношения.

В связи с этим коррекционно-логопедическая работа над предметно-падежными конструкциями начинается с предлогов, имеющих пространственное значение. При определении этапов данной работы учитывается усвоение в онтогенезе. Исходя из этого работа начинается с предлогов, имеющих выраженное конкретное значение: в, на, под. Затем отрабатываются предлоги – за, к, от, по, с, около, над, через и др. При этом уточняется и дифференцируется различные значения одного и того же предлога.

У детей с общим недоразвитием речи существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый край плоскости, находить и называть центр плоскости, находить и называть правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.

Особые затруднения у детей с общим недоразвитием речи вызывают задания на ориентировку содержащие сразу два условия, поэтому полезно использовать игровые упражнения на различение пространственных характеристик. Детям предлагается взять левой рукой предмет и положить его, например, на верхнюю полку. В дальнейшем, выполняются задания типа «поймай бабочку (муху, жука)» в верхнем правом углу листа, в верхнем левом углу, в нижнем правом углу, в нижнем левом (рисунки предварительно закрываются листом бумаги). Затем дети «отыскивают» Буратино, Чебурашку и других сказочных героев, ориентируясь на словесную характеристику: вверху слева, вверху справа, внизу слева, внизу справа. Между первым и вторым словом делается значительная пауза.

Так как дети с общем недоразвитием речи редко могут объяснять свои действия, не в состоянии словесно обозначить расположение предметов, направление движение карандашом, эффективным приемом на логопедических занятиях является отражение в устном отчете ребенка, его практических действий.

Подводя итог, можно сказать, что на основе специально организованных коррекционно-развивающих занятий можно значительно улучшить восприятие и воспроизведение различных свойств пространства. В результате чего удаётся избежать многих специфических трудностей связанных с обучением письменной речи у детей с общим недоразвитием речи.

Ориентирование в схеме собственного тела

На этом этапе, включающем практическое осознание схемы собственного тела, необходимо дифференцировать представления детей о верхних и нижних частях тела, фронтальных и боковых сторонах тела, правых и левых его частях. Уточнение и развитие соматопространственного восприятия проводим по отношению к лицу, телу в целом и руке. Это является основой всего пространственного ориентирования, так как вначале ориентировка в пространстве, осуществляется на себе и от себя. (Игры для закрепления схемы тела: «Ухо — нос», «Аист»,, «Определи карман на блузке, джинсах», «Определи след ноги» и др.). С удовольствием дети выполняют практические задания в рабочих тетрадях: обводят свои ладошки, затем рисуют на правой руке кольцо, метку, а на левой часы, сердечко.

«Ухо – нос»

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируем мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас!

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

А можно и веселый танец буги-вуги станцевать:

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги
По-во-ра-чи-ва-ем-ся! Дальше слова меняются так:
ручку левую вперед,
ножку правую вперед,

ушко левое вперед,
плечо правое вперед и т.д.

Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.

Обучение ориентировки в окружающем пространстве

«Заводная кукла»

Цели: развивать пространственные представления, координацию движений, научить внимательно слушать и выполнять команды взрослого.

Ход игры:

Логопед предлагает детям представить, что они заводные куклы, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора.

«Куклы, сделайте два шага вперед, поворот направо; руки за спину, один шаг назад; поворот налево, три шага вперед; руку правую вверх, левую к плечу.

«Не зевай»

Это – правая рука.
Это – левая рука.
Справа – шумная дорога,
Слева – быстрая река.

Повернулись мы – и вот
Стало все наоборот.
Слева – шумная дорога,
Справа – быстрая река.

Неужели стала левой
Наша правая рука?

Обучение восприятию пространственных отношений между предметами

«Новоселье»

Цели: учить различать предлоги над, под, правильно употреблять их с существительными в творительном падеже; отражать пространственные отношения между предметами, используя слова: слева, справа, сверху, снизу.

Ход игры: Логопед предлагает рассмотреть новый дом, в котором поселились жильцы. Выясняя местоположение жильцов, дети определяют: кто над кем или под кем поселился в новом домике, называют соседа слева или справа.

Обучение ориентировке на плоскости.

«Помоги мышонку»

Цели: учить ориентироваться на листе бумаги – называть, какой предмет в какой угол положил, находить верхнюю и нижнюю, правую и левую части, середину и углы листа.

Ход игры: логопед предлагает детям спрятать мышонка от кошки, выбрав свободный домик; различные расположения кошек на листе бумаги, спрятанных за накладными домиками, лишь за одним из домиков нет кошки. Дети: «Я поселю мышонка в домик в правом верхнем углу». Каждый раз называют новое местоположение домика.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год