|  Исмагилова Инна Борисовна учитель-логопед МАДОУ  «Детский сад №30 комбинированного вида» г.Казани
 Детство – это игра, игра – это детство!Для чего человеку дано детство? Известно, что жизнь его коротка и ни чего лишнего, не нужного  в ней не может. Так почему же четверть нашей жизни занимает детство? Детство дано для того, чтобы мы подготовились к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение.
 
 Особое значение детства заключается в том, что при всех своих возможностях ребенок дошкольного возраста решает главную задачу своей жизни – он определяет свое место, свой путь среди людей. Именно для этого нужна игра, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
 Народные игры это  яркое выражение народа в них играющего, отражение  этноса в целом и истории его развития.   Народные игры вобрали в себя лучшие национальные  традиции, в них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей, они актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно много  соблазнов в наш современный инновационный  (компьютерный) век. Вместе с тем на народные игры нужно  посмотреть с точки зрения педагогики, психологии и логопедии, как средств  воспитания и образования детей. Игра  с детьми в народные игры - это отличный способ укрепить народный дух ребенка, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную среду, и самое главное обогатить словарный запас ребенка.
 В последние десятилетия возрастает число  детей с общим недоразвитием речи, которая выражается в их поведении, коммуникативности общения между взрослыми и своими сверстниками. Поэтому в  дошкольных учреждениях остро встает вопрос о коррекции речи детей дошкольного возраста. Ведь Игра – это арена детских успехов и достижений. Доступность и выразительность народных игр с точки зрения логопедии  активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению об окружающем мире, развитие психических процессов.  Неотъемлемой часть образовательного процесса учителя-логопеда в ДОУ, является использование народных игр в своей работе, для речевого и коррекционного  развития детей. Я как учитель логопед  МАДОУ № 30 города Казани использую народные игры  в  образовательной деятельности и  в режимных моментах (на прогулке, на утренней гимнастике, гимнастике после дневного сна).
 Учитель-логопед играя с детьми с речевыми нарушениями в народные  игры  решает следующие главные задачи:
 1.    Обогащение  словарного  запаса  ребенка (дети знакомятся с новыми словами и их предназначениями «лапта», «салки», «быль», «небыль», «горелки»  «белая ворона» и т.д.);
 2.    Формирование  сенсоматорной  стороны  речи (цвет и движение) в таких играх как «Краски», «Светофор»,  «Кот, кот какая сметана», татарская национальная игра «Ал киряк, гол киряк – алый нужен, белый нужен» и т.д.;
 3.    Развитие  навыков  связного высказывания (когда игра  требует речевого высказывания  - чистоговороки, считалки),
 Пример:   Гори, гори ясно, чтобы не погасло
 Глянь на небо птички летя,
 Птички летят, колокольчики звенят.
 4.    Развитие   логического мышления  у ребенка (игры со счетом, игры на логику «Пятнашки», « 12 палочек», татарская  национальная игра «Нас 12 девочек»);
 5.    Развитие просодической стороны речи (высота голоса, сила голоса, интонации «У Медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Алтын –капка», «Янгыр ли кыяш» и т.д.);
 6.    Развитие дыхания (дыхательная гимнастика);
 7.    Развитие общей  моторике  («Шубки, шапки, валенки», «Два мороза» и д.т.)
 Народная игра у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями  речи развивает   внимательность,  речь, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, что способствует их коррекции речи и успешного дальнейшего обучения в школе.
 В народные игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, в своих силах, в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Приобретенные навыки в народных играх в дальнейшем помогут успешно адаптироваться  в социальном мире. Работая с детьми, педагогу следует помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы из памяти человека.
 |