Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Логопедическая работа по устранению ринолалии в дооперационный период
Логопедия
Автор: Юлия Ильина   
15.09.2014 05:03

Логопедическая работа по устранению ринолалии в дооперационный периодЛогопедическая работа по устранению ринолалии в дооперационный период. 
Логопедические занятия с ребёнком необходимо начинать в дооперационный период, чтобы предотвратить возникновение серьёзных изменений в функционировании органов речи. На данном этапе:
•    Подготавливается активность мягкого нёба
•    Нормализуется положение корня языка
•    Усиливается мышечная деятельность губ
•    Вырабатывается направленный ротовой выдох
Для подготовки активности мягкого нёба используется гимнастика для нёба. Например, глотание воды маленькими порциями вызывает наиболее высокое поднятие мягкого нёба. При последующих друг за другом глотательных движений удлиняется время удержания мягкого нёба в поднятом положении. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.
Позёвывание при открытом рте; имитация позёвывания.
Полоскание горла тёплой водой маленькими порциями.
Покашливание с высунутым языком, затем – покашливание с произвольными паузами, что в результате позволяет ребёнку направлять воздушную струю через рот.
Производится чёткое энергичное утрированное произнесение гласных звуков (на твёрдой атаке) высоким тоном голоса. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.
Для нормализации  положения корня языка используются следующие упражнения:
1. высовывание языка в форме лопаты, жала;
2. повороты максимально выдвинутого языка в правую и левую сторону;
3. движение вверх и вниз корня языка;
4.присасывание верхней поверхности языка к нёбу – при сомкнутых, а затем открытых челюстях;
5.проталкивание языка между зубами, так что верхние резцы «скоблят» спинку языка;
6.круговое облизывание кончиком языка губ;
7.поднимание и опускание широко высунутого языка к верхней и нижней губам при раскрытом рте;
8.поочерёдное загибание языка жалом к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твёрдому нёбу и дну ротовой полости;
9.кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте;
10. высунутый язык удерживать желобком, лодочкой, чашечкой;
11. язык в форме чашечки удерживать внутри рта;
12. закусывание зубами боковых краёв языка;
13. упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних дёсен;
14. при том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (  т-т-т );
15. проделать движения одно за другим – язык жалом, чашечкой, вверх.
Для усиления мышечной деятельности губ проводятся следующие упражнения:
1.сосательные движения – сомкнутые губы вытягиваются вперёд хоботом, затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти при этом сомкнуты;
2.  оскаливание – максимальное растяжение губ во всех направлениях с обнажением зубов;


3. «хоботок», затем оскаливание зубов при сомкнутых челюстях;


4. оскаливание с раскрытием и закрытием ротовой полости, затем смыкание губ;
5. оскаливание в положении раскрытого рта, затем опускание губ на зубы нижнего и верхнего ряда;
6. формирование «воронки» (имитируя свист)
7. втягивание губ в полость рта с плотным прижиманием к зубам;
8. поднятие губ при плотном их сжимании вверх и вниз при сомкнутых челюстях;
9. поднимание верхней губы с обнажением верхнего ряда зубов;
10. оттягивание нижней губы, при этом обнажить нижние зубы;
11. имитация полоскания зубов (давление воздуха на губы), дрожание губ;
12. движения «хоботка» вправо и влево, вращение;
13. максимальное надувание щёк (пытаться губами удержать воздух в полости рта, тем самым увеличивая давление в ротовой полости);
14. удерживание между губами карандаша.                                                                     Работа над дыханием является необходимой при коррекционной работе перед операцией, так как у детей с ринолалией  очень короткий выдох, расходующийся через рот и носовые ходы. Для воспитания направленной ротовой воздушной струи используются следующие упражнения:
а) вдох и выдох носом;
б) вдох носом, выдох ртом;
в) вдох ртом, выдох носом;
г) вдох и выдох ртом
При выполнении выполнение упражнений важно постоянно контролировать ребёнка, т.к. ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Приставляется к носовым ходам зеркало, ватка, полоска тонкой бумаги. Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьём на ватку, на полоску бумаги, на бумажные игрушки.
Всё это, вместе взятое, создаёт благоприятные условия для повышения эффективности операции  и последующей коррекции.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год