Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья «Нарушение звукопроизношения у детей»
Логопедия
Автор: Татьяна Новожилова   
16.02.2014 10:03

Статья «Нарушение звукопроизношения у детей»Автор Новожилова Татьяна Алексеевна ГБДОУ центр развития ребёнка –детский сад № 24 Красносельского района Санкт-Петербурга      
В последнее время  у детей дошкольного возраста всё чаще возникают проблемы правильного звукопроизношения. Я считаю, что вызвать нарушенный  звук должен специалист-логопед, а вот работу по закреплению звука в речи ребёнка вполне могут проводить воспитатели в детском саду и родители под руководством и контролем логопеда.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль  над собственной речью. Чаще других  нарушается звукопроизношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Нередко у детей страдает звукопроизношение и гласных звуков, они произносят их нечётко, часто заменяют один звук на другой. Надо отметить, что правильное произношение гласных звуков очень важно, так как гласные звуки служат основой для развития звуко-буквенного анализа, а так же чёткое и правильное проговаривание гласных звуков выполняет роль артикуляционной гимнастики, способствует выработке координированных движений органов речи.
Через систему ежедневной работы логопеда, а именно: выполнение общей и специальной артикуляционной гимнастики, развития правильного речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического восприятия и других видов работ, логопед вызывает у ребёнка правильный, не дефектный звук речи. Итак, звук в речи изолированно может быть вызван, но ребёнок не может сразу правильно выговаривать его в свободной речи. Сроки автоматизации поставленного звука у каждого ребёнка будут индивидуальны.  Родители и педагоги должны знать,  работа над автоматизацией звука является необходимым этапом в работе над звуком и, осуществляя её, следует помнить, процесс автоматизации - сложный процесс для нервной системы ребёнка, так как связан с широким использованием активного торможения. Ребёнку приходится тормозить неправильное, но привычное для него произношение и говорить правильно, но непривычно. Процесс автоматизации имеет свою последовательность и реализуется от простого к сложному: автоматизация изолированного звука, автоматизация звука в слогах, автоматизация звука в словах, автоматизация звука в предложениях, текстах, в спонтанной речи ребёнка.
Для того чтобы исправленный звук прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, ему предстоит выполнить множество речевых упражнений. Взрослому следует запастись терпением и настроится на кропотливую ежедневную работу.  Необходимо постоянно следить за тем, чтобы проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно. Занимайтесь  с малышом по  5- 10 минут в день. Следите за состоянием ребёнка и результативностью занятий. Помните лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться стойкого результата, чем «пробежаться» по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне. Будьте заинтересованы, настойчивы. Не забывайте хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение.
Далее предлагаю вам игры на закрепление правильного звукопроизношения у детей звука [ш]. Начинать работу над автоматизацией произношения звука можно только в том случае, если ребёнок правильно произносит данный звук в слогах и цепочках слогов.

1. Поиграй  в игру «Один — много».
а) шина —шины         б) шаг — шаги
шапка — ...             шинель—...
шайба — ...             шаман — ...
шея — ...             шампунь—...


2.  «Назови ласково».
а) лошадь — лошадка        б) башня — башенка
петух — ...                вишня — ...
парашют—...             карман — ...
ремень—...                 горох—…

3.Повтори (прочитай) чистоговорки:                    
Ыш, ыш, ыш — шумит камыш.
Ыш, ыш, ыш — у меня малыш.
Ыш, ыш, ыш — под кроватью мышь.
Иш, иш, иш — тут такая тишь.
Иш, иш, иш — в небо улетишь.
Иш, иш, иш — прилетишь в Париж.
Иш, иш, иш — сел на ветку стриж.

4. Повтори скороговорку:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

5. Повтори (прочитай) пословицы и поговорки:                
Шила в мешке не утаишь.
Ум хорошо, а два лучше.
Знай больше, а говори меньше.
Тише едешь — дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Литература:
1.Н.В.Нищева «Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп».
2.Т. А Ткаченко Логопедический альбом. «Правильно произносим звук [Ш].
3.З. А. Репина В.И. Буйко «Уроки логопедии»
4.Л. В. Лопатина Лекции.
5.Ю.Б.Жихарева-Норкина «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Ш, Ж.»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год