Конспект НОД по математике "Число 7 и цифра 7" |
Математика детям | |||
Автор: Ю.В. Ганжина | |||
25.05.2014 02:11 | |||
Автор: Ганжина Ю.В., воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №17 г. Алексеевка Белгородской области" - Какой седьмой день недели? Чем он отличается от всех остальных? - Кто знает, какой седьмой месяц года? У кого из вас день рождения в этом месяце? 2. Физкультминутка: «Ежик». Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях, перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки: Утром по лесной дорожке – Топ-топ-топ – топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. Кончики пальцев детей соединяются – они «срывают» ягоды. 3. Закрепление представлений о числе 7 и цифре 7. 1) А) – Назовите числа в кружочках. - Какие у числа 6 соседи? (Перед ним стоит число 5, за ним идет число 7.) - На сколько каждое предыдущие число меньше последующего? На сколько каждое последующие число больше предыдущего? Б) – Посмотрите на числовой отрезок. Как попасть из точки 2 в точку 3? Из точки 4 в точку 5? Из точки 6 в точку 7? (Надо сделать 1 шаг вправо – прибавить 1.) - Что происходит с числами, если двигаться вправо по числовому отрезку? (Числа увеличиваются.) А если двигаться влево? (Числа уменьшаются.) В) На демонстрационной доске модели 5-6 домино с разным числом точек. Такие же кости домино на столах у детей. - Рассмотрите кости домино. Выберите из них те, где 7 точек. Один ребенок на доске, а остальные – у себя на столах отбирают варианты: - Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 и 1, 5 и 2, 4 и 3.) 4 + 3 5 + 2 6 + 1 1 + 6 3 + 4 2 + 5 В более подготовленных группах можно предложить составить число 7 из кружков трех цветов и записать свои варианты с помощью цифр, например: 4 + 2 +1 3 + 2 + 2 2) А) Образец (слева) дети обводят сначала несколько раз пальчиком, затем – маркером. Для закрепления в зрительной и моторной памяти образа цифры 7 можно использовать игровые упражнения «Маляры», «Дирижеры», «Буратино» и т.д. Дети рисуют цифру 7 в воздухе с помощью воображаемой кисти маляра, дирижерской палочки, « носом Буратино». Б) После предварительной подготовки, проведенной в форме игровых упражнений, дети могут приступить к самостоятельному прописыванию цифры 7 по заданному трафарету. При этом обращаем внимание детей на различия этих значков по цвету и размеру: - Все ли цифры одинакового цвета? (Нет.) От чего зависит цвет цифр? (От размера.) - Какого цвета самые большие цифры? (Зеленого.) Напишите у себя в тетрадях самые большие семерки зеленым карандашом. Сколько их получилось? (6) - Найдите на картинке самые маленькие цифры. Какого они цвета? Обведите самые маленькие «семерки» синим карандашом. - Какого цвета цифры еще остались на картинке? Сравните их по размеру с зелеными семерками, синими? (Они меньше зеленых, но больше синих.) Обведите их красным карандашом. 3) А) На демонстрационной доске таблички для закрепления состава числа 7, например: - Сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 7? ( 6 + 1 = 7) - Как получить 7, если есть уже 5? (5 + 2 = 7) - Из каких еще чисел можно составить число 7? (4 + 3 = 7) Б) Задание выполняется самостоятельно под руководством учителя. Демонстрационный материал остается на доске для самоконтроля. - Посмотрите на ниточку бус. Сосчитайте бусинки. (6). - Дорисуйте красным карандашом столько бусинок, чтобы их стало 7? Сколько бусинок вы дорисовали? (1) - Напишите в пустом «окошке» нужную цифру. Какое выражение у вас получилось? (6 + 1) - Сосчитайте цветы в вазе. Как вы думаете, что здесь нужно сделать? (Дорисовать цветы, чтобы всего в вазе стало 7 цветов.). - Дорисуйте цветы тем цветом, который вы выберете сами, и допишите числа в окошках. Что получилось? (5 + 2) Аналогично выполняется последнее задание. Дети получают выражение 4 + 3. Работая над каждым из этих рисунков, дети проверяют правильность выполнения с помощью опорных таблиц на демонстрационной доске. Опорные таблицы для закрепления знания состава изученных чисел должны находится на стенде в течение 2 – 3 недель. Обобщение: - Из каких двух чисел можно составить число 7? (6 + 1, 5 + 2, 4 + 3) 4. Физкультминутка: «Веселый хоровод». Все дети встают в кругу, берутся за руки, движутся с подскоком, а 7 человек остаются за кругом: они будут входить внутрь круга по ходу чтения речевки. На голове у них – шапочки с изображением животных. Стихи может прочесть воспитатель, а можно разучить их заранее. - Ура! Как раз Потехе час! – Расхохотался Дикобраз. - Хи –хи! Сейчас же подхватил Веселый Нильский Крокодил - Хе –хе!- Откликнулся Жираф, Высоко голову задрав. - Хо-хо! – Раздался хохот Льва. -У- ху! – Отозвалась Сова. Хе-хе! Хо-хо! У-ху! Ха-ха!- Смеялись все- и млад и стар. Смеялся Ворон: кар-кар-кар! Смеялся Песик: гав-гав-гав! Кто веселится – тот и прав! (В.Дж. Смит.) 5. Повторение. 1) В задании повторяется взаимосвязь целого и частей, закрепляется значение состава числа 7. - К нам в гости из Веселого хоровода прилетели пчелки и раскрасили свои ульи разными цветами. Вам нравится цветочки – соты? Из каких фигур состоят эти цветы? (Из шестиугольников.) - На какие группы можно разбить шестиугольники на первом рисунке? (По цвету: 6 синих и 1 желтый.) - Сколько будет, если к 6 прибавить 1? (7) Допишите равенство. - Поменяйте части местами. Какое равенство получится? (1 + 6 = 7) - Вычтем из всех шестиугольников желтые. Какие останутся? (Синие) Допишите равенство. (7-6=1) - Теперь вычтем из всех шестиугольников синие. Какие останутся? (Желтые.)Допишите равенство. (7-1=6) - Что получится, если из целого вычесть одну из частей? (Останется другая часть.) Остальные задания разбираются аналогично, но дети уже сами поочередно проговаривают ход решения – воспитатель помогает им лишь в случае затруднения. Приведем возможный вариант комментирования детьми второго задания: - На рисунке 5 желтых и 2 красных шестиугольников, а всего их 7. Значит, 5 + 2 = 7. - Переставим части местами, результат не изменится: 2 + 5 = 7. - Вычтем из всех шестиугольников 5 желтых, останутся 2 красных: 7-5=2. - Теперь вычтем из всех шестиугольников 2 красных, останутся 5 желтых: 7-2=5. 2) В задании закрепляются геометрические представления детей, умение соотносить количество предметов с цифрой. - Рассмотрите геометрические фигуры. Как их назвать, одним словом? (Это замкнутые ломаные линии, или многоугольники.) - Как вы думаете, что надо сделать в этом задании? (Сосчитать у всех многоугольников число точек – вершин, и записать полученные числа в кружки рядом с многоугольниками.) Дети выполняют задание самостоятельно. Проверка проводится фронтально. Важно, чтобы в случае ошибки ребенок ее самостоятельно исправил. Это должно всячески поощряться. - Как называют многоугольники, у которых 4 угла, 5 углов, 6 углов, 7 углов? - Сосчитайте число сторон у многоугольников. Что вы замечаете? (У каждого многоугольника число углов и сторон одинаковое.) - Какими фигурами являются стороны многоугольников? (Отрезками.) 6. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми. - Спасибо, дети! Вы хорошо поработали! Что нового вы сегодня узнали? Что больше всего понравилось? - С каким новым числом мы сегодня познакомились? Нарисуйте дома картинку про это число. - Звери из нашего веселого зверинца играют в геометрическое лото. Сколько признаков различия фигур в №6? (Три признака: цвет, форма, размер.) Дома поиграйте вместе со зверятами и дорисуйте фигуры так, чтобы изменялось три признака. А в клеточках дорисуйте узоры.
|