Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогическая статья: Музыкальная игра – сказка как средство формирования основ музыкальной культуры детей
Занятия по Музыке
Автор: Терещенко Елена Александровна   
27.01.2017 09:10

Педагогическая статья: Музыкальная игра – сказка как средство формирования основ музыкальной культуры детейПедагогическая статья: Музыкальная игра – сказка как средство формирования основ музыкальной культуры детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – Детский сад №1 «Солнышко»

Музыкальный руководитель Терещенко Елена Александровна Московская область г. Химки

Сказка – это один из любимых детьми видов художественного творчества. Сказка, озвученная музыкой, привлекательна для ребенка вдвойне, так как эмоциональное содержание музыки усиливает впечатления ребенка, позволяет ему выразить свое отношение к героям, самой музыке в свободных творческих игровых действиях.

 

Скачать конспект

Музыкальная игра – сказка представляет собой развернутую творческую сюжетно – ролевую игру, являющуюся высшим интегрированным видом игры, объединяющим разные виды искусства – музыку, литературу, изобразительное искусство, театр.

Музыкальная игра – сказка, озвученная классической музыкой разных эпох и стилей или народной. Всю сложную работу берет на себя взрослый – чтение текста сказки, отбор музыкального сопровождения, чтобы каждый образ сказки имел свою музыкальную характеристику, созвучную по эмоциональному содержанию.

К каждому персонажу подбирается музыкальная характеристика, по типу лейтмотива, таким образом, что музыка «откликается» на развитие сюжета, кульминации, драматургии сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями сказки, передает картины и звуки природы, образы животных и птиц.

Музыка является эмоциональным стержнем, побуждающим ребенка выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности, прежде всего, ритмопластики. По ходу сказки дети слушают музыку, передавая ее характер в ритмопластических импровизациях, в танцах, песнях и песенных импровизациях, в игре на музыкальных инструментах.

Особенностью музыкальной игры – сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность), а также разных видов художественной деятельности (рисование под музыку образов сказки, элементов декораций, художественное слово, театр).

Музыкально- ритмические движения помогают различению детьми особенностей музыкальной речи: выразительных интонаций, фраз, формы, регистровых, темповых, динамических изменений, пауз, акцентов, оттенков настроения – развитию осознанности музыкального восприятия.

По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности (пение, ритмопластика, игра на музыкальных инструментах), развиваются музыкальные и творческие способности.

Дети получают знания о музыке: о композиторах, средствах музыкальной выразительности, особенностях языка разных искусств. Проведение комплексных занятий, на которых дети рисуют, выражая характер персонажей, настроения и чувства героев, читают стихи, рассматривают картины художников, созвучные по настроениям событиям сказки, способствуют развитию творческого воображения, мышления.

Музыкальная игра – сказка создает условия для развития умственной активности (сравнение музыкальных характеристик, осознание выразительности музыкальных образов, поиск вариантов их воплощения в разных видах уподоблений характеру музыки, систематизация музыкальных знаний и др.), эмоционального, творческого развития.

В игре – сказке развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая является основным механизмом присвоения культурных ценностей детьми и центром музыкальности. Развиваются все основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма.

Являясь привлекательной для детей деятельностью, музыкальная игра – сказка способствует воспитанию ценностных ориентаций личности – развитию положительного эмоционально – оценочного отношения к культурным ценностям, эстетических чувств, интересов, вкусов, представлений о красоте, то есть формированию основ музыкально – эстетического сознания и музыкальной культуры в целом.

Показателями успешного музыкального развития являются проявления творческой активности, самостоятельности детей, наличие любимых произведений, желание играть в сказку по собственной инициативе, выразительность созданных образов.

Как всякая обучающая игра, музыкальная игра – сказка имеет определенные развивающие, образовательные и воспитательные задачи, включает в себя игровые действия и игровые правила.

Основной задачей является соотнесение игровых действий с музыкальными характеристиками образов сказки.

Правилами этой творческой игры является необходимость передать чувства, отношения героев сказки и отношение ребенка к происходящему в сказке, к звучащей музыке, выразительно сыграть свою роль. Для озвучивания музыкой может быть выбрана народная сказка ( «Репка», «Теремок») или сказка литературная (А. С. Пушкин, Г. Х. Андерсен и др).

При озвучивании таких сказок – шедевров музыкальными шедеврами – классической или народной музыкой – происходит удвоение художественных впечатлений детей в процессе познания культурных ценностей, несущих в себе огромный развивающий потенциал.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год