Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Воспитание экологической культуры детей через музыкальную деятельность»
Занятия по Музыке
Автор: Жмаева Татьяна Валерьевна   
31.08.2018 06:03

«Воспитание экологической культуры детей через музыкальную деятельность»«Воспитание экологической культуры детей через музыкальную деятельность»

Как связать эти два широких понятия, ведь экология это наука, а музыка это один из видов искусств? Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать определение, что такое экология, и что такое искусство.

Экология (от οικος — дом, хозяйство, обиталище и λόγος — учение) наука, изучающая взаимоотношение человека с окружающей его природной средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление. (Наука это достаточно молода, и ее название появилось в 1866 г.)

Искусство — это художественная модель мира, созданная человеком путем творчества.

 

Скачать конспект

Отличие искусства от науки заключается в том, что наука говорит языком отвлеченных понятий, искусство же говорит языком образов, которые наглядно показывают и выявляют существенный характер тех или иных явлений многогранного и многокрасочного мира. Но и наука, и искусство разными средствами ведут к познанию и отражению окружающего мира. Но только Искусство – это чувственное познание мира, а наука – эмпирическое (т. е. познание по средствам опыта, наблюдения, научного обобщения) познание.

Таким образом, искусство воссоздает художественную, чувственную модель мира, а наука экология изучает взаимоотношение человека с окружающей его природной средой.

Прежде всего, надо сказать, что наука экология достаточно молода. И возникла она в период, когда человеческая цивилизация подошла к черте самоуничтожения, и осознала что мир, в котором живет человек, не так уж велик и бесконечен, что земля наш общий дом, отсюда и греческий корень в названии – экос – дом.

Но чем же музыка может помочь решить проблемы экологии, ведь музыка – это один из самых загадочных и абстрактных видов искусств?

Ответ сразу же напрашивается – мы будем с помощью музыки воспитывать в детях эстетическое чувство прекрасного, любовь к природе, доброту. И для этого будем использовать лучшие образцы музыкального творчества русских и зарубежных композиторов, а так же фольклор. Но ведь музыка Вивальди, Баха, Моцарта написана в 18. в., Чайковский, Глинка, Римский-Корсаков жили и отворили в 19 в., народное творчество существует тысячелетиями, и не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души, однако человечество все же подошло к экологической катастрофе.

Для того чтобы ответить на этот вопрос нужно сравнить мироощущение людей прошлых эпох и наше мироощущение.

Язычник – и его мироощущение.

Человек дохристианской эпохи ощущал себя маленьким и слабым в огромном, бескрайнем мире. Его представления об этом мире были мифологические, сказочные. Существование людей очень зависело от погоды (урожай – сытая зима, неурожай – голод), от среды обитания. И они относились с большим уважением к силам и явлениям природы, к растениям, земле, животным. Они все это обожествляли и пытались задобрить, при помощи красочных обрядов, где были задействованы и песни и пляски, и игры, а так же заклинания и особые костюмы.

Начиная с эпохи Возрождения, мироощущение человека кардинально меняется. Это связано с научными и географическими открытиями (Открытие Колумбом Америки, теория Коперника, (что Земля – шар, и планета – одна из многих), развитие физики, математики, химии, биологии, медицины и т.д., и это является концом мифологических представлений об окружающем мире. Теперь умами правит наука.

Человек Ренессанса впервые осознал себя личностью, творцом своей судьбы, хозяином на планете, и венцом творения божьего:

Кто создал все, тот сотворил и части,
А после создал лучшую из них,
Чтобы явить творенье рук,
Достойное его великой власти.

(Микеланджело о человеке.)

И с этого момента природой восхищаются, как стихийным, Божественным началом, совершенно неисчерпаемым, бесконечным «Рогом изобилия», осмысление жизни и смерти очень оптимистично – смерть неизбежна, но на смену ей всегда идет новая жизнь. Данная идея живет и развивается и в 16, 17, 18 вв.

Искусство отражает эту концепцию в полной мере, с грандиозным пафосом и блеском. Для примера, прослушаем произведение композитора 17 в. А. Вивальди, из цикла «Времена года» которое называется «Зима». И как иллюстрацию к нему рассмотрим картину «Охотники на снегу» П. Брегеля, представителя Нидерландской живописи того же времени.

В 19. в. в искусстве появляется новое течение Романтизм, для него характерно более трепетное отношение к природе, проникнутое лиризмом и поэтичностью. В живописи появляется новый жанр – пейзаж, где природа является не фоном, а главным предметом изображения.

В профессиональной музыке наблюдается всплеск огромного интереса к народному творчеству, поиску национальных корней, национальной идеи. В это время впервые музыканты и филологи начинают собирать образцы народного фольклора – появляются первые сборники народных песен, сказок, игр. Народные напевы широко начинают использовать в своих произведениях русские композиторы классики, начиная с Глинки – его первое симфоническое произведение называется «Камаринская», здесь в вариационной форме композитор развивает поочередно две русские народные песни, и цитирует их в подлинно народном духе.

Замечательный русский композитор Римский-Корсаков продолжает традиции Глинки, и так же черпает вдохновение из неиссякаемого источника народного творчества. В своих произведениях часто рисует картины старинного русского быта, обращаясь к сюжетам русской истории или сказки, примером этому являются оперы «Садко» (сюжет — русская былина), и опера-сказка «Снегурочка». Развитие сюжета часто происходит на фоне поэтических картин природы, в изображении которых музыка играет огромную изобразительную роль.

Традиция использования народного фольклора в своем творчестве была продолжена и в советский период, но параллельно этому в научных умах появились идеи поворота рек вспять, строительства многочисленных гидроэлектростанций, урбанизация, изобретение и испытание новых видов оружия и т.д.

Наблюдается явный парадокс, когда в искусстве природой восторгались, воспевали ее в стихах, и музыке, и песнях, а в науке природу порабощали, покоряли и пытались усмирить. И долгое время, когда экологическая проблема уже существовала, она еще не была отражена в системе образования.

Но время не стоит на месте и перед нами такая проблема уже поставлена, и издано уже большое количество различной литературы, как воспитывать новое поколение в новом гуманном отношении к природе, и даже тема нашего педсовета еще раз заостряет этот вопрос. И мы должны его решать, продолжая приобщать детей к лучшим образцам народного и профессионального искусства, но, немного изменив вектор усилий. По средствам музыки мы можем эмоционально настроить детей на серьезное и бережное отношение к окружающему нас миру, с помощью выученной песни можно научить детей дружить, действовать в едином порыве, любить животных, птиц, небо, лес и луг. Хорошо об этом сказал А.С. Пушкин: «Музыка может ударить по сердцам с неведомой силой!».

Но в наше время существует угроза, что мы можем просто не достучаться до сердец подрастающего поколения хорошей, классической музыкой, лирической народной песней или веселой прибауткой, когда по телевидению и радио дети слышат совершенно другое. Мы говорим сейчас о звуковой среде, вспомните, что звучит по радио, когда вы возитесь на кухне, на какую волну настроены приемники в маршрутных такси, что транслируют музыкальные каналы телевидения. Даже если мы вроде бы не обращаем внимание, негативное воздействие не становится меньше. Происходит своего рода программирование сознания. Допустим, человеку зрелому, сформировавшемуся это повредить не может. А вот с молодежью все куда сложнее и опаснее, ( «Я убью тебя лодочник», «Муси-пуси», или «Невеста – честная, е…» и т.д.). А ведь еще Конфуций писал: «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением в какой-то стране и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке».

Подумайте, какую программу закладывает в юное сознание эта музыка, и делайте выводы. На уровне государства эта проблема пока ни как не решается, хотя уже озвучена многими умными и просвещенными людьми искусства и науки. Поэтому на наши плечи ложится задача просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей.

Для того чтобы заронить у детей интерес к хорошей музыке, воспитать в них чувство вкуса, вызвать эмоциональный отклик, нужно создать развивающую среду и в детском саду и в доме.

Посещая детский сад, большую часть времени ребенок проводит в группе, и поэтому здесь обязательно должно найтись место для музыкального уголка. Чем и как должен быть оборудован музыкальный уголок? Прежде всего – детскими музыкальными инструментами, которые будут побуждать ребенка к самостоятельному изучению и знакомству с ними, а так же к самостоятельному творчеству.

(Ознакомить воспитателей с перечнем инструментов для каждой возрастной группы.)

Оборудование музыкального уголка.

I. Детские музыкальные инструменты:

Младшая группа.

  1. Звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, колокольчики разной величины, барабан, погремушки, игрушки пищалки, поющие волчки, кубики и мячики со звучащими наполнителями.
  2. Магнитофон и аудиокассеты с записями звуков природы.
  3. Пластиковые емкости с различными наполнителями: горох, желуди, камушки и т.д.

Средняя группа.

  1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свисток, барабан, пианино, пищалки.
  2. Звучащие игрушки – пластиковые бутылки, коробочки с различными наполнителями.
  3. Магнитофон, аудиокассеты с записью программных произведений и детских песен.
  4. «Поющие игрушки».

Старшая группа.

  1. Детские музыкальные инструменты – металлофон, пианино, дудочка, барабан, бубен, гармошка, губная гармошка, маракасы, «поющие игрушки».
  2. Звучащие предметы с наполнителем.
  3. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песенок, и музыке для детей по программе, запись голосов природы.

Подготовительная группа.

  1. Детские музыкальные инструменты – металлофон, дудочка, свистульки, барабан, пианино, бубен, гармошка, губная гармошка, маракасы.
  2. Звучащие предметы с наполнителем.
  3. Магнитофон, аудиокассеты с записью детских песен, и музыкальные произведения по программе.

Продолжим разговор об оснащении музыкального уголка, помимо детских музыкальных инструментов, в уголке должны присутствовать музыкальные дидактические игры.

Дидактика – (происходит от греческого слова, в переводе означает – поучающий, изучающий), и является разделом педагогики, разрабатывает проблемы обучения и образования.

Таким образом, дидактическая игра – это игра обучающая, в ней одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно — учащиеся овладевают знаниями, играя. Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.

У нее есть свои особенности, в ней каждый участник и команда в целом объединены решением обучающей задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш, так же игра имеет фиксированные правила, структуру и систему оценивания.

Музыкальные дидактические игры вовлекают дошкольника в посильную для их возраста деятельность, целью которой является развитее интереса к музыке, потребность постоянного общения с музыкой и желание активно проявлять себя в этой сфере.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из основных условий построения воспитательно-образовательного процесса является интеграция образовательных областей, которая дает возможность избежать мозаичности восприятия, способствует воссозданию целостной картины мира. Например, давая детям полное представление о животных, педагог знакомит их с образом жизни, ролью животных в жизни человека, а во время организации музыкально-художественной, продуктивной деятельности и чтения — с образами животных в произведениях писателей, поэтов, народного фольклора, а также с передачей этих образов в творчестве композиторов, художников.

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека. Взятое за основу своей деятельности высказывание В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать красоту мира возможно через музыку. Нужно педагогу ставить перед собой цель: формирование у воспитанников экологической культуры (или иначе говоря, развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

Обогащать представления детей о природном мире;

Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе;

Развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость.

В своей работе придерживаюсь следующих педагогических принципов: системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей; сезонность. Начала применять на практике разнообразные формы работы в данном направлении. Это различные типы образовательных мероприятий, праздников, развлечений.

Широко применяю в работе комплексный подход к организации непосредственной образовательной деятельности, включая продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию).

В программе музыкального воспитания «Ладушки» (авторы И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева), по которой я работаю, предлагается немало игровых моментов, сюрпризов во всех группах, в процессе которых дети встречаются с игрушками-зверятами, оказавшимися в затруднительном положении. Дети с удовольствием помогают решить различные игровые проблемные ситуации. Интегрированные, тематические, комплексные образовательные мероприятия — это творческое дело педагога, ведь их можно организовать по-разному, интересно. Они помогают развить у детей тонкое, чувственное, бережное отношение к миру природы.

Нередко дошколята выражают свои музыкальные впечатления в рисунках: «Мы рисуем музыку». Познакомиться ближе с повадками животных, птиц, насекомых, с особенностями их образа жизни помогают различные пластические этюды, музыкально-образные движения. Дети учатся передавать в движении, пластике образы живой природы (например, березка, склонившая веточки, животные танцуют, ходят, играют и др.). Подобные задания содействуют не только развитию детского музыкально-двигательного творчества, но и формированию представлений о роли человека в жизни природы, о правилах поведения в лесу, у водоемов, в городских парках, воспитанию гуманного отношения к природе.

Импровизируя на детских музыкальных инструментах, дети находят различные способы передачи звуков окружающей природы (голоса птиц, весенняя капель, скрип снега под ногами, шелест листвы, шаги медведя, и т. д.).

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Пальчиковые игры, связанные по тематике с природой (например, «Гриб-грибок», «Паучок», «Апельсин» и др.), народные подвижные и хороводные игры ( «Васька-кот», «Ворон», «Репонька-репка» и мн. др.), а также музыкально-дидактические игры ( «Осьминожки», «Птица и птенчики», «В лесу» и др.) помогают мне в решении задач не только музыкального плана (развитие звуко-высотного, тембрового слуха, чувства ритма), но и экологического направления.

Содействуя воспитанию экологической культуры дошкольников, я провела немало праздников, развлечений, досугов с детьми, а также совместно с их родителями. Это различные КВНы, конкурсы, посиделки, театральные постановки (например, праздник «День Земли», «Птицы — наши друзья», «Кто как от дождя спасается», «Как звери лесные к зиме готовились» и мн. др.)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год