Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Занятие «Космическое путешествие»
Познание
Автор: Кичкирёва Татьяна Анатольевна   
01.10.2014 02:00

Занятие «Космическое путешествие»Занятие «Космическое путешествие».
Подготовительная группа.
Программное содержание:
-Систематизировать элементарные представления детей о планетах Солнечной системы, о планете Земля, о её спутнике – Луне, о Солнце, о звёздах и созвездиях, а также об освоении космоса людьми.
-Закреплять умение моделировать космическое пространство на плоскости, отображая полученные впечатления.
-Продолжать формировать умения выделять в объектах и явлениях окружающего мира положительные и отрицательные стороны, умение оперировать противоречиями , анализировать проблемные ситуации.(ТРИЗ)
-упражнять в решении задач, составлении предложений по схеме, определении количества звуков, букв и слогов.
- Развивать любознательность, познавательную и поисковую активность.
-Воспитывать культуру общения друг с другом.
Словарная работа:
обогащать словарь детей, умение отвечать на вопросы распространёнными предложениями
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «ОБЖ».
Методические приёмы:
Словесные: вопросы, ТРИЗ, рассказы, чтение стихов, словесная игра, словарная работа
Наглядные: сюжетные и предметные картинки,
Практические: опытническая деятельность, контурное рисование, моделирование на плоскости, решение задач, составление предложений по схеме.
Игровые: игры: «Солнечная система», «Звёздное небо», «Цепочки», «Хорошо – плохо», «Собери ракету из частей»,
Материал к занятию.
Фотоиллюстрации с изображением поверхности нескольких планет Солнечной системы, картинки для плоскостного конструирования , мяч, листы с точками для контурного рисования, сюжетные и предметные картинки, муз.центр, звукозапись, костюм Незнайки, термометр, лампа
Предварительная работа.
Рассматривание схемы – плаката «Космос», набора открыток «Первый в мире», беседы о Луне, солнце, планетах Солнечной системы.
Чтение художественной литературы по теме «Космос»:
Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
В. Кащенко «Созвездие драконов»,
П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
Большая энциклопедия дошкольника,
Альманах «Хочу всё знать».
Подвижная игра «Солнце и планеты»: моделирование в движении Солнечной системы. /Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г/.
Словесные игры: «Да - нет», «Хорошо – плохо», «Цепочки», МФО, метод импатии.
Ход непосредственно – образовательной деятельности:
Воспитатель: дети, сегодня у нас много гостей , а это всегда праздник. « гость в дом – радость в нём». И радость эта яркая как солнце.
А что такое солнце?
Дети: это звезда.
Воспитатель: это самая большая и яркая звезда.
Вбегает Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, дети. Недавно я побывал на Луне, а на днях гном-волшебник попросил побы­вать на Солнце и узнать, что там происходит. Я, конечно, со­гласился.
Сел в небольшой самолетик, полетел на Солнце и через час долетел до Солнца. Я отличный летчик, поэтому и не пролетел мимо маленького солнышка, а спокойно сел на один из солнечных аэродромов.
Дорога была прекрасная, покрытая не асфальтом, а же­лезом.
Машина мчалась так быстро, что мне стало очень хо­лодно, я даже заболел ангиной. Вот!
Вот что со мной случилось!
Воспитатель: дети, мы с вами много знаем о солнце и давайте поищем ошибки в рассказе Незнайки.
Дети: солнце это яркая и крупная звезда, огромный, раскаленный шар ,с его поверхности постоянно извергаются языки пламени ; долететь на самолёте до неё нельзя, при приближении к нему можно сгореть. На солнце нет аэродрома, на котором можно приземлиться, и нельзя вообще там находиться, а тем более - замёрзнуть.
Воспитатель: так что ,Незнайка, не мог ты попасть на Солнце. Оно очень далеко и слишком горячее.
Незнайка: вы правы, но ведь я ничего совсем не знаю, помогите мне.

Воспитатель: хорошо. Дети, расскажите нашему герою: солнце это плохо -почему?

Дети: бывает очень жарко, наступает засуха; можно получить солнечный удар и ожёг, если будет много и долго греть солнце – может наступить экологическая катастрофа.

Воспитатель: солнце – это хорошо – почему?

Дети: Солнце излучает свет и тепло, который необходим всем живым существам на Земле; на солнце можно загорать, можно поиграть с солнечными зайчиками, можно много гулять.

Воспитатель: как вы думаете – что будет, если исчезнет солнце?

Дети: не будет жизни, станет холодно.

Воспитатель: В каком произведении герой украл солнце?

Дети: Самуил Маршак «Краденое солнце» - крокодил украл солнце.

Воспитатель: В каких произведениях ещё есть герой-Солнце .

Дети: «как Солнце искали»,

Воспитатель: правильно, дети. Незнайка, а как ты думаешь -на чем люди совершают космические путешествия? А вы, ребята?

(Предлагает детям подойти к столу, на котором заранее подготовлены для каждого из детей разрезные картинки с изображением космического корабля).

Смотрите, у меня есть составные части космических кораблей.

Игра «Собери ракету из частей»

Воспитатель : Вот на таких космических ракетах совершаются полёты в космос. А кто первым полетел?

Дети: Белка и Стрелка – собаки.

Воспитатель: Кто такой космонавт?

Дети: Это человек, испытывающий космическую технику и работающий на ней.

Воспитатель: кто был первый космонавт?

Дети: Юрий Гагарин

Воспитатель: Что такое космодром?

Дети: Это место, где готовятся к полёту, откуда запускают космические корабли и спутники.

Воспитатель: Что такое невесомость?

Дети: состояние, при котором человек и предметы теряют вес.

Воспитатель: Что такое планеты?

Дети: Это круглые небесные тела, вращающиеся вокруг солнца.

Воспитатель: Сколько планет в Солнечной системе?

Дети: Девять.

Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте Незнайке расскажем о них

Рассказы детей по выбору о любой планете.

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая и пустынная. На Меркурии нет атмосферы . Цвет чёрный.

Венера – самая жаркая планета, за несколько секунд можно испечь пирог. Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но в ней нет воздуха и воды, цвет белый.

Земля – это третья от Солнца планета. Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.

Марс – это холодная планета. У Марса есть атмосфера, но в ней нет воздуха, а ,значит, нет и жизни. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».

Марс - таинственная планета.

Она по размеру чуть больше Луны.

Из-за кроваво – красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Сатурн эта планета состоит из жидкости и газа. Она окружена кольцами из камней и льда. Планета жёлто – оранжевого цвета, самая красивая.

– Это планета Юпитер.

Юпитер – больше всех планет,

Но жизни на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год.

Уран – состоит из жидкости и газа. Зелёного цвета.

Нептун тоже из жидкости и газа. Синего цвета.

Последний из этих
Гигантских шаров -
Нептун в синей шубе
Своих облаков.
Весь плотно в прозрачные
Льдины одет.
Сквозь лед в глубину
Пробирается свет.

Плутон самая маленькая планета сиреневого цвета и самая неизведанная. На ней темно и холодно.

Воспитатель: чем дальше планета от Солнца, тем холоднее. Давайте убедимся в этом.

Опытническая деятельность: дети подставляют ладони к лампе – близко тепло, далеко – тепло не чувствуется. Проверяют показания термометра: чем дальше от лампы, тем температура ниже.Так и планеты - дальше от солнца самые холодные .

Воспитатель: давайте поиграем в игру : «Солнечная система». Для этого нужно по считалке выбрать Солнце.

Дети считают:

Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон.
Наше Солнце чемпион!

На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
Меркурий — раз,
Венера — два,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восемь — Нептун,
Девять — дальше всех Плутон,
Кто не видит — выйди вон.

Воспитатель: У Земли есть спутник – Луна. Мы наблюдали с вами за Луной и видели, какой она бывает разной. То она похожа на большой светящийся шар, то на половину шара, то на тоненький рогатый серп. Мы уже говорили с вами о том, что планеты сами не светятся. Луна только кажется светящейся. И мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только ее часть.

На Луне, в отличие от Земли нет ни воды, ни песков, ни лесов, а вот горы и кратеры есть. А еще на Луне нет жизни, поэтому она кажется серой.

У меня для вас есть еще одна загадка. Слушайте внимательно.
Постелен ковер,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху не собрать.  Что это? Кто догадался?

Дети: звёздное небо.
(вывешивается карта звездное небо)
Воспитатель: Послушайте, какую интересную историю вам расскажу про звезды. Еще с древних времен люди, рассматривая и наблюдая звезды, мысленно разделили их на созвездия. Вы, наверно, видели ночью звезды ,и на что похожи рисунки из звезд. Звезды собраны в созвездия.
Один рисунок из звезд напоминает зверя, другой рисунок- птицу, третий -человека. В древности путешественники по звездам находили дорогу, определяли который час. Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, но мы нарисуем некоторые из них по точкам и назовём их.

Дети рисуют созвездия красками.

Воспитатель: каждый человек родился под знаком зодиака и этим определяется характер человека. Под каким знаком родились вы?

Ответы детей.

Воспитатель: кроме планет, звёзд существуют и другие космические тела. Это кометы – небесные тела появляются из глубины космоса и имеют туманный вид, и хвост из пыли и газа.
Метеориты это твёрдые космические тела, распадающиеся в атмосфере на небольшие фрагменты и сгорающие там.

Скажите, а существуют ли инопланетяне?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: давайте пофантазируем и представим, как они могут выглядеть по схеме.

Воспитатель предлагает схему.

Дети составляют портрет инопланетянина: они высокого роста, серьёзные. На большой голове три глаза, нет носа. На руках три пальца одинакового размера. На ногах специальная обувь. Одеты в костюм серого цвета, который защищён специальным устройством .

Воспитатель: я тоже пофантазировала и вот какие инопланетяне получились ( показывает картинку). Давайте составим задачу по картинке.

Дети составляют задачи.

Воспитатель: а как бы мы смогли поговорить , если бы инопланетяне прилетели к нам?

Предположения детей: с помощью жестов, мимики, рисунков, познакомить с алфавитом гостей.

Воспитатель: познакомив с алфавитом русского языка, нужно познакомить и со словами, которые часто встречаются на Земле. Назовите всё, что бывает зелёным, добрым, красивым.

Воспитатель показывает слово планета.

Дети, сколько букв в этом слове? А звуков?

А сейчас поиграем в игру: « разные поезда»: определите из скольких слогов состоят названия планет и соедините их соответственно с вагончиками.

Один ребёнок выполняет задание у доски.

Воспитатель: по схеме необходимо составить предложение из 4 слов.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: давайте представим, что встретились землянин и марсианин – чтобы они рассказали друг другу?

Рассказы детей.

Воспитатель: у каждого на столе находятся разные картинки, связанные с космосом, давайте с их помощью смоделируем космическое путешествие.

Дети выполняют моделирование на плоскости.

Незнайка: как много интересного я сегодня узнал о звёздах, солнце, планетах – пойду, расскажу друзьям.

Уходит. Воспитатель раздаёт детям подарки.

Литература:

1. Алдонина Р.П. О звездах и планетах. - М., 2000.

2. Большая энциклопедия дошкольника,

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11 – 2000г; №7 – 1998, стр.63, №8 -1996,стр. 41.

4. Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. - Ленинград, 1971

5. Кочнев С.А. Триста вопросов и ответов о Земле и Вселенной. - Ярославль, 1997.

6. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. - М., 1985

7. Майорова Р. Игры и рассказы о космосе. - М., 1999.

8. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2004.

9. Т. А. Шорыгина серия «Педагогические беседы о космосе»;

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год