Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
Познание
Автор: Кашапова Елена Михайловна   
22.10.2015 13:00

Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы, что способствует познавательной компетенции детей.

Работая с детьми, я заметила их повышенный интерес к занятиям, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам. Так, проделанные вместе со мною опыты дошкольники пытаются повторить самостоятельно в свободное время, используя освоенные ими приемы и материал, выставленный в уголке экспериментирования или природном уголке.

 

Скачать проект

Опыты сопровождаются у детей проговариванием или выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе. А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от меня и родителей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Учитывая все это, я поставила перед собой цель: Создать научно-методическую базу по опытно-исследовательской деятельности дошкольников.

Для достижения поставленной цели мне необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по исследуемой проблеме.
  2. Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников.
  3. Пополнить развивающую среду группы материалом для экспериментирования; создать в группе мини-лабораторию.
  4. Разработать диагностику овладения знаниями и умениями детей в экспериментальной деятельности.

Вся работа по решению поставленных задач была распланирована на этапы и рассчитана на два учебных года.

Работа началась с изучения литературы и опытов других образовательных учреждений по данному вопросу. Источниками послужили методическая литература, периодические издания и Интернет.

Далее вся полученная информация была обобщена и систематизирована. Таким образом были оформлены картотеки опытов и экспериментов на все возрастные группы; конспекты занятий, наблюдений, консультаций для родителей.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений (вашему вниманию предлагается инструментарий для исследования свойств воздуха).

В этом помогли родители моих воспитанников. Для разъяснения актуальности проблемы я провела с ними несколько консультаций, а также выступила на родительском собрании с просьбой о помощи в создании в группе условий для экспериментирования. Таким образом родители приняли активное участие в обогащении предметно-развивающей среды: благодаря им в нашей группе появился собственный микроскоп, спиртовки, колбы, мензурки, весы, лупы, кое-какие химические реактивные вещества.

В результате в группе были созданы уголок экспериментирования, где в свободном доступе детям предлагается материал для исследований, а также мини-лаборатория, где дети работают уже под моим руководством.

В целях повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросах организации детского экспериментирования во всех возрастных группах им были предложены вышеизложенные материалы для ознакомления и изучения, а также организовано мое выступление на семинаре-практикуме «Естественно-научные представления дошкольников» в рамках ДОУ.

При осуществлении педагогической деятельности по организации детского экспериментирования передо мной возникла проблема диагностики сформированности навыков исследовательской деятельности; отбора методов отслеживания результативности данной работы.

Выбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделение его структурных компонентов и тех характеристик, которые определяются как «ряд навыков деятельности»

Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:

  • видеть и выделять проблему
  • принимать и ставить цель
  • решать проблемы: анализировать объект, выделять существенные связи и признаки, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент
  • высказывать суждения, делать выводы и умозаключения

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

При оценке сформированности этих умений у детей интересны не только количественные, но и качественные показатели. При этом важно отследить их устойчивое позитивное развитие. Поэтому передо мной закономерно встал вопрос: какие же показатели являются важными и какими должны быть оценочные параметры?

Во-первых, известно, что любая деятельность зависти от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности.

Во-вторых, важным становится не только результат, но и процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае можно выделить такие показатели, как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, также одним из показателей являются рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения.

Наиболее подходящей данным требованиям оказалась диагностика, разработанная Л.И. Прохоровой и Л.Н. Менщиковой. На ее основе были разработаны таблицы диагностики знаний и умений детей средней, старшей и подготовительной групп.

Результаты диагностики уровня сформированности деятельности экспериментирования как отдельными детьми, так и группой в целом позволяют наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставляют возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей необходимо поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек» и направлять их активную двигательную деятельность. Этим самым мы поспособствуем познавательному развитию детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год