Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия «Лесные модники»
Познание
Автор: Демина Елена Ивановна   
23.09.2016 20:37

Конспект занятия «Лесные модники»Конспект занятия «Лесные модники»

ГБУ СО СРЦ «Возвращение», 3 здание г. Саратова

Деминой Елены Ивановны, воспитателя отделения социальной реабилитации

Коррекционная цель:

Уточнить представления детей о разновидностях грибов, их строении, условиях роста, о том что грибы бывают съедобные и несъедобные.

Задачи:

  • Упражнять в умении различать грибы по внешнему виду.
  • Познакомить детей со способами размножения грибов.
  • Совершенствовать речь детей, умение с помощью воспитателя составлять небольшие описательные рассказы о грибах, подбирать однокоренные слова к слову «гриб», выразительно читать стихи, вспомнить пословицы о грибах.
  • Активизировать словарь детей словами: грибница, пластинки, губчатый, споры.
  • Познакомить с правильным сбором грибов, воспитывать бережное отношение к ним. (В природе нет ничего ненужного).

Форма проведения: групповая беседа, организация классическая.

 

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.

Приемы: поисковые вопросы, введение «героя», оценка героя, дидактическая игра, демонстрационный иллюстративный материал (рисунки, картинки), художественное слово.

Предшествующая работа: цикл наблюдений на прогулке за грибами. Дид. игры: «Найди пару», «Назови гриб», «Съедобные — несъедобные». Заучивание стихов Е. Алексеевой «Подосиновик», «Сыроежки», «Опята», «Белый гриб». Рассматривание картинок из альбома «Грибы». Беседы на тему: «Правила сбора грибов» (Ввести и обосновать правила личной безопасности). Отгадывание и придумывание загадок о грибах. Чтение научной литературы: «Что такое, Кто такой» (детская энциклопедия), детской литературы: А. Стрижев «Сбор грибов», «По грибы», Ю. Дмитриев «Дождевик».

Оборудование: Картинки с изображением различных грибов, фланелеграф, гриб — боровик большой с нарисованными глазами и ртом. Оборудование для дид. игры, конверт с письмом, сундучок, макеты с грибами и лесом, в котором гриб произрастает, муляжи грибов.

Ход занятия:

Предлагаю детям собраться около меня и сообщаю, что к нам в центр почтальон принёс письмо и посылку. В посылке находился этот сундучок, но открыть я его не смогла. Может быть, письмо нам поможет узнать, что находится внутри?

- Показываю детям конверт, читаю: «Здравствуйте, ребята! Вы узнаете, что лежит в сундучке, если отгадаете слово по первым звукам слов на рисунках. (Дети отгадывают ребус) Давайте рассмотрим первый рисунок и назовём слово — груша. С какого звука начинается слово груша? (Со звука Г).

- Рассмотрим второй рисунок и назовём слово — рыба. С какого звука начинается слово рыба? (со звука Р) и т.д. А теперь назовём все первые звуки слов на рисунках. Какое слово получилось? (ГРИБ).

- Что же спрятано в сундучке? (Гриб)

- Ребята, посмотрите, а сундучок открылся! Показываю гриб из картона с глазами, бородой, ртом, носом.

- Гриб: «Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Как меня зовут? (Гриб — боровик) — Как ещё меня называют? (Белый гриб, царь грибов. В разных местах по- разному: глухарём, коровятником, медвежатником).

- Дети знают о тебе стихотворение:

«Белый гриб — боровик
Всех грибов отличнее
Богатырь — лесовик
С головой коричневой»

- Гриб: «Я пришёл к вам неслучайно. Хочу узнать, что вы знаете обо мне и о моих подданных — грибах. От слова — гриб образуется много других слов. Давайте назовём похожие слова». (Гриб, грибной, грибник, грибница, грибочек, грибище, грибоед и т.д.)

- Гриб: «Нет, грибные имена
Непонятны для меня
Ведь не хрюкают свинушки,
Не волнуются волнушки,

Не кричат «опять!» опята,
Не бодаются козлята,
У лисички нету шубки
Как узнать, чьи это шутки?»

- Как вы думаете, кто дал названия грибам? Почему белый гриб так называется? (После сушки цвет белого гриба не меняется, а все остальные грибы темнеют).

- Какие грибы вы знаете и почему люди их так назвали? (Поганка, подосиновик, подберёзовик, дубовик, мухомор, сыроежка, рыжик и т.д. — дети объясняют происхождение этих слов).

- Гриб: «Молодцы, дети, названия грибов вы знаете! Я принёс волшебные картинки» (Выставляю экран — систему настоящее время).

- «Вот первая волшебная картинка, которая поможет вам узнать обо мне всё!» Это гриб — боровик!

- Из каких частей он состоит? (Выставляю экран подсистему настоящее время) (Шляпка, ножка, грибница, гименофор, кольцо).

- Что такое грибница? Сколько она живёт? (Гриб живёт короткое время, а нити грибницы 100 лет).

- Как нужно собирать грибы, чтобы не повредить грибницу? (Грибы нужно срезать ножом).

- Где растёт гриб — боровик? (В еловых, сосновых лесах, в широколиственных и в негустых берёзовых рощах).

(Выставляю экран — надсистему настоящее время)

- Как вы думаете, все ли грибы имеют строение, как у боровика? (у дождевика нет ножки). А выглядят грибы одинаково? (Нет) Гриб — боровик принёс рисунки и фотографии своих друзей и хочет узнать, умеете ли вы различать грибы. (Выставляю картинки с изображением грибов).

- Загадываю загадку:

«Под берёзкой старичок

На нем бурый колпачок»

- Как вы узнали, что это подберёзовик?

- (Растёт под берёзой, шляпка бурого цвета). Кто вспомнит ещё загадку об этом грибе?

- Ребёнок: «Я родился в день дождливый

Под берёзкой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой».

- Найдите изображение подберёзовика и поставьте рядом с боровиком. (Реб. выполняет задание).

- Давайте составим рассказ о подберёзовике по такому плану:

«Как выглядит?; Где растёт?; Какой на вкус?» (Дети рассказывают).

-Кто загадает загадку о другом грибе?

Ребёнок: «Я в красной шапочке расту
Среди корне осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (Подосиновик)».

-Дети находят подосиновик и выставляют на фланелеграф.

- Расскажите о нём так же, как о подберёзовике. (Дети составляют приблизительный рассказ: «Подосиновик бывает с красной, буровато — желтой или белой шляпкой. Ножка у него серая, тонкая. Растёт во влажных смешенных или сосновых лесах). Крупные грибы лучше не собирать, они сгнивают ещё в корзинке.

- Какую ещё загадку вы знаете?

Ребёнок: «Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных, собирай,

Не мешкай, — это … (Сыроежки)».

Ребёнок: «Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу» (Опята).

- Расскажите об опятах. (Дети рассказывают).

Физ — минутка: Слышите песенку, как она называется? (Рыжий — рыжик).

- Давайте потанцуем под весёлую музыку!

- Можно ли есть грибы, о которых мы рассказали? Как называются такие грибы? (Съедобные).

- Какие ещё бывают грибы? (Несъедобные).

- Почему их нельзя есть? Отгадайте загадку:

«А вот кто-то важный
На беленькой ножке
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки». (Мухомор).

- Почему его так назвали? Значит, он не приносит пользу, кому он нужен?

(Мухоморы едят лоси, белки и сороки. Лоси проглатывают их целиком, иногда по нескольку штук. Зачем? Оказывается мухоморы для лосей — лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так!).

- Что вы сделаете, увидев в лесу мухомор: пройдёте мимо или собьёте ногой? (Ответы детей)

- Расскажите о самом опасном грибе, как он называется и почему так опасен? (Дети рассказывают всё, что знают о бледной поганке)

Давайте поиграем в игру: «Что в корзину соберу?». (Дети выбирают изображения съедобных грибов и «кладут» их в корзину, а ядовитые оставляют в лесу, объясняя почему).

- Боровик хочет раскрыть вам секрет. Знаете ли вы, чем был гриб раньше?

(Показываю экран — систему прошедшее время).

- Посмотрите, каким маленьким был белый гриб раньше. Как, откуда он появился?

(Выставляю экран — подсистему прошедшее время)

- Какое строение у маленького гриба? Грибы размножаются спорами. Споры — это мелкие, как порошок, частицы — клеточки, видимые только в микроскоп. Споры расположены у белого гриба на нижней стороне шляпки. Эта часть гриба называется гименофор.

(Выставляю картинку со спорами) Споры разные по форме. У белого гриба они вытянутые, у бледной поганки круглые и т.д. В период развития грибные споры в больших количествах летают в воздухе и попадают в почву. Там они образуют микоризу (связь с корнями деревьев. В переводе с греческого Микос — гриб, Риза — одежда). На грибнице появляется маленькое тело гриба, оно ещё в земле. Вскоре оно развивается и «вылезает» на поверхность.

(Рассказ сопровождаю показом картинок). Почему грибам нужно дерево?

(Деревья и грибы дружат. Грибница посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями, а дерево даёт грибам органические вещества — витамины, гормоны. Они получают их в готовом виде от деревьев или древесины и лесной подстилки).

- Если мы говорим о прошлом времени гриба, то что было до того, как появился лес, в котором обитают грибы?

(Выставляю надсистему прошедшее время)

- Это молодая поросль или молодой лесок.

(Открываю экран- систему будущее время)

- Это гриб молодой или старый? Почему? Как вы догадались? (Он неприятного цвета, лопнувший и т.д.). Почему говорят, что малый и старый гриб грех срывать? (Маленький должен вырасти, а старый в пищу не годится, но нужен для размножения).

- Сколько дней живёт гриб, а грибница? Вспомните пословицы о грибах.

«Крепко поспал — гриба не видал», «Кто рано встаёт, тот гриб берёт, а сонливый, да ленивый идёт после за крапивой». Почему так говорят?

- Как правильно нужно собирать грибы? (Собирать нужно только те грибы, которые ты знаешь. Чтобы не повредить грибницу, грибы надо аккуратно срезать ножом. Ядовитые грибы обходите стороной.)

- Как вы думаете, каким станет лес через 100 лет?

(Выставляю экран — надсистему будущее время)

- Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что хорошего вы узнали о грибах? Почему их едят животные, птицы, люди? (В грибах есть растительный белок, необходимый для нормального роста). Какие блюда можно изготовить из грибов? Грибы помогают деревьям — высасывают из земли яды. Что плохого в грибах?

(Ими можно отравиться. Если это случилось, то до приезда скорой или прихода врача, нужно принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовки, много пить).

- Как продлить жизнь гриба? (Его можно сфотографировать, нарисовать, сделать муляж или игрушку в виде гриба из дерева, стекла (на ёлку) и т.д.

Подвожу итог вместе с детьми, нахожу нужные слова для каждого ребёнка, нацеливаю на дальнейшую деятельность.

Список использованной литературы:

  1. «Дошкольное воспитание» №8, 1995.
  2. Детская энциклопедия «Что такое, кто такой». Издательство «Педагогика». — Москва, 1990.
  3. В.Солоухин, А.Стрижев «По грибы». Издательство «Реклама». — Москва, 1974.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год