Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»
Познание
Автор: Кашапова Елена Михайловна   
21.02.2016 16:19

Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»

Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детскеий сад 3№ 21» Кашапова Елена Михайловна г. Лысьва Пермский край

Ребёнок черпает свои представления об окружающей его среде с помощью анализаторов: слухового, зрительного, обоятельного, осязательного и вкусового. При этом словом он закрепляет представления, полученные сенсорным путём. В ходе полисенсорной, предметно-практической деятельности ребёнок учится произносить и запоминать слова, связанные с ней. Только тогда слова начинают жить в реальном окружении и откладываются в сознании и опыте ребёнка. Сенсорное и речевое развитие детей происходит в тесном единстве, поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

 

Скачать конспект

Я поставила перед собой цель: найти новые пути развития творческого воображения и речемыслительной деятельности. Знание о том, что важное место в гармоничном развитии ребёнка занимает развитие всех органов чувств, в частности- осязательных, помогло мне сформулировать задачи предстоящей работы:

  1. На основе развития тактильных ощущений формировать творческое воображение детей, мышление, внимание, память, связную речь, умение пересказывать.
  2. Развивать тактильную память, т.е. способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.
  3. Учить детей находить точные слова для определения своих ощущений.

Свой выбор я остановила на тактильных дощечках. Это обыкновенные брусочки размером 6 х10 см, что примерно соответствует размеру детской ладошки. Они покрываются различными материалами (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность: твёрдую, мягкую, ворсистую, шероховатую, ребристую и т.д.

Всю свою работу я разбила на три этапа:

1. На первом этапе, целью которого было познакомить детей с дощечками, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества и учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений, использовала такие приёмы, как

  • Тактильное обследование окружающих предметов с названием качества поверхности
  • Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами
  • Обучение приёмам обследования
  • Нахождение дощечки по описанию
  • Описание заданной дощечки.

На этом этапе работа проводилась как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

Второй этап моей работы имел цель: учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. Здесь я давала детям задания:

  • Найди такую же дощечку
  • Разложи дощечки по степени гладкости их поверхности
  • Найди дощечку, похожую на котика
  • Ответь на вопросы: Какое животное напоминает дощечка?
  • Какую вещь? Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?
  • Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную
  • Разложи дощечки по сюжету.

На третьем этапе работы учила детей уже составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, просила давать оценку своему эмоциональному состоянию. Здесь использовала такие приёмы, как:

  • Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей, т.е. по ходу рассказа дети выкладывали друг за другом дощечки. Составляли «неподвижные» и «подвижные» рассказы.
  • Следующий приём: воспроизведение рассказов по уже выложенным дощечкам
  • Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».
  • И, наконец, просила детей составить рассказ о себе, определяя свои качества «тактильными дощечками».

На занятиях с использованием «тактильных дощечек» я выясняла, почему ребёнок выбирает именно ту или иную дощечку, это давало мне возможность определить, понимает ли ребёнок задание, а также оценить его эмоциональное состояние.

Во время месячника, посвящённого семье, в детском саду я предлагала детям изобразить дощечками свою семью, при этом старалась выяснить, почему каждому члену семьи соответствует выбранная ребёнком дощечка.

Также предлагала детям:

  • Выложить дощечки, которые соответствуют его друзьям
  • Показать дощечку, которая по мнению ребёнка, подходит к его настроению и т.д.

Последовательное прохождение всех этапов, использование всех приёмов, а также творческий подход к выбору и составлению предложений и рассказов, помогли развить у детей эмоционально окрашенное восприятие окружающего мира, обогатили их речемыслительную деятельность, а, следовательно, окажут в будущем плодотворное влияние на их развитие в целом.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год