Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка: «Край, в котором я живу»
Патриотизм детям
Автор: Гераськина Оксана Алексеевна   
26.01.2018 23:08

Методическая разработка: «Край, в котором я живу»Методическая разработка: «Край, в котором я живу»

Подготовительная группа (6-7лет)

Гераськина Оксана Алексеевна – воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад№ 68

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми — настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я — россиянин! Я горжусь своей страной!»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, определено, что в части формируемой участниками образовательных отношений должны отражаться специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

 

Скачать конспект

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству всегда было задачей чрезвычайно важной. Проблема восстановления ценностей традиционной культуры, познание ребенком истории Родины и родного края настолько трудна, что эффективность ее решения можно обеспечить только при системном подходе.

Региональный компонент предусматривает: построение образовательного процесса на местном материале, с целью воспитания уважения к своему дому, городу, родной земле; приобщение ребенка к культурному наследию: народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Цель — формирование первоначальных представлений о истории и культуре, о растительном и животном мире Приангарья.

Решать программных образовательных задач предусматривается как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Содержание и структура методической разработки состоит из шести разделов:

  1. «Чтобы люди знать могли о делах родной земли».
  2. «Чудо-озеро Байкал».
  3. «Национальные парки и природные заповедники Прибайкалья».
  4. «Этнокультурное наследие Прибайкалья.

В методической разработке имеются электронные демонстрационные и дидактические пособия: «Древности Байкала», «Камни Байкала», «С днем рождения, Иркутск!», «Тофалария», «Национальные парки и природные заповедники Прибайкалья», «Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы», «Старинные города Прибайкалья», «Города Прибайкалья», «Славные имена Сибири», «Путешествие на дно Байкала», «Подводный мир Байкала», «Галерея народных мастеров Прибайкалья», «Ёрдынские игры», «Алтаргана», «Сагаалган», «Сурхарбан», «Природа и музыка», «Наш край богат талантами», «Мой край – многонациональный», «Мой край – моя Родина».

Материал и формы деятельности подобраны таким образом, что национально-культурный компонент решается через непосредственно образовательную деятельность в виде познавательных, культурных и досуговых мероприятий, проводимых в течение года, способствующую успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона: проекты: «Удивительный мир природы», «Вокруг Байкала», «Город моей мечты», «Моя семья – генеалогическое древо», «Берегите Землю от пожара», «Дорожная азбука»;

  • акции: «Наш город будет чистым!», «Каждой птице по домику», «Салют и слава годовщине, на веки памятного дня»
  • конкурсы: «Я люблю тебя, Иркутск», «Альтернативная ель», «Русские красавицы», «Семейные таланты»
  • городские фестивали детского творчества: «Приходите, сказки», «Рыцарский турнир», «Таежные жемчужинки», «Весенняя радость» и др.

Ожидаемые результаты

1. «Чтобы люди знать могли о делах родной земли»

Цель:

  • развивать у детей интерес к родному краю, родному городу, событиям прошлого и настоящего
  • формировать понимание выражения «малая Родина»:
  • воспитывать нравственно-патриотические чувства.

К концу года дети могут овладеть следующими знаниями:

  • почему город носит такое название;
  • историческое прошлое города;
  • чем наши земляки прославили свой город;
  • достопримечательности города, учреждения культурно-бытового назначения;
  • название главной улицы, какие еще есть улицы, именами каких замечательных людей они названы;
  • свой домашний адрес.

2. «Чудо озеро Байкал»

Цель:

  • познакомить детей с озером Байкал (дать элементарные географические сведения о Байкале, его обитателях)
  • формировать предпосылки экологического сознания
  • воспитывать любовь, восхищение «жемчужиной» мира – озером Байкал.

К концу года дети могут овладеть следующими знаниями:

  • элементарные географические сведения о Байкале (местоположение на карте Иркутской области, количество рек, впадающих и вытекающих);
  • обитателей Байкала (рачки, омуль, голомянка и другие рыбы, нерпа);
  • создание природоохранных зон и их значение в жизни человека;
  • названия реки, протекающей в городе, ее происхождение;
  • правила поведения в природе;
  • элементарные навыки эколого-экономного расходования воды.

Уметь:

  • рассказывать об обитателях водоема (водных растениях, животных, их приспособленности к жизни в воде), растениях и кустарниках, растущих по берегам реки Ангары.

3. «Национальные парки и природные заповедники Прибайкалья»

Цель:

  • знакомить детей с природным многообразием родного края, видовым составом животного и растительного мира тайги Прибайкалья: особенностями их внешнего вида и образа жизни; мероприятиями по охране зверей и птиц, занесенных в Красную книгу Сибири
  • формировать чувства сопричастности и личной ответственности за сохранение природы.

К концу года дети могут овладеть следующими знаниями:

  • различать и правильно называть растения в своей местности;
  • понимать зависимость роста и развития растений от наличия условий (влага, питательная почва, свет, тепло);
  • названия животного мира своей местности;
  • особенности их внешнего вида и образа жизни;
  • названия птиц (зимующих, перелетных).

4. «Этнокультурное наследие Прибайкалья»

Цель:

  • расширять этнокультурную компетентность у детей, их знания о культуре и традициях народов Прибайкалья
  • развивать способности понимания представителей другой культуры
  • воспитывать чувства любви к своей Родине, основанного на исторических ценностях и традициях разных народов нашего края.

К концу года дети могут овладеть следующими знаниями:

  • обычаи и традиции местного населения;
  • название жилищ (юрта), особенность строения;
  • основное занятие коренных жителей;
  • элементарные представления о символике национальными орнаментами народов Прибайкалья;
  • народные сказки, песни, потешки, частушки регионального содержания.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Белянина И.С., Сигарев В.А., Чечёткин Е.В., Чечёткина Л.Г. Витимский заповедник. // Заповедники России. Заповедники Сибири. М., Логата, 1999. Буряты: культура, обычаи, традиции/ составитель Шульгина. – Иркутск, 2008 (Мы живем вокруг Байкала. Вып. 1)
  2. Волков С. Н. Вокруг Байкала: Мини-энциклопедия: Путеводитель. – 4, книжное издательство Иркутск, 2001.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России.
  4. Дулов В.А. «Исторические памятники древнейшей части Иркутска».
  5. Восточно-Сибирское книжное издательство 1983 г.
  6. Жерневская Т.В., Мальгинов
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год