Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Педагогика
Автор: Александрова Надежда Павловна   
13.03.2015 09:12

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ

Введение

Самостоятельность рассматривают как интегративное качество личности, свойственное человеку, когда он выступает как субъект деятельности. Она объединяет интеллектуальные, волевые и эмоциональные проявления личности; их интеграция выражается во внутренней мобилизации сил и ресурсов для осуществления избранной программы действий. Самостоятельность связана с актуальным субъектным опытом и взаимодействием компонентов этого опыта. Она всегда предполагает выбор, определенную долю ответственности и действия без помощи. Психологи связывают самостоятельность с такими понятиями как произвольность, воля, мотив.

 

Скачать конспект

Являясь субъектом детских видов деятельности, дошкольник может проявлять самостоятельность. Но детская самостоятельность имеет свое своеобразие. Компоненты самостоятельности у детей находятся в стадии развития, причем их развитие может происходить неравномерно. Например, при устойчивом интересе и хорошем овладении основными способами действий, дети, для оценки полученного результата, обращаются к взрослому; недостаточная произвольность и регуляция поведения может помешать получению необходимого результата. Развиваясь от репродуктивной до творческой детская самостоятельность может ярко проявляться только в одном-двух видах деятельности или быть свойственна поведению ребенка в целом. Проявление самостоятельности у детей дошкольного возраста можно увидеть через различные показатели, характеризующие его деятельность. Надо сказать, что по мере накопления знаний о специфике проявлений детской самостоятельности эти показатели могут расширяться.

Условием развития самостоятельности является, в первую очередь, особое взаимодействие взрослого и ребенка, выражающееся как субъект-субъектное отношение, свойственное для личностного подхода. Во вторых, меняются приемы руководства — от прямых указаний к косвенным. В-третьих, педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает ребенку определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность.

Являясь универсальной формой деятельности, в которой происходят основные прогрессивные изменения в психике ребенка, игровая деятельность может выступать средством развития самостоятельности. Разные виды игр способствуют развитию таких умений, как целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование и пр. Игры интегративного вида помогают детям овладеть навыками, свойственными для трудовой, художественно-творческой, познавательной деятельности. Специальные игры и игровые упражнения, в процессе которых ребенок учится подражанию, эмоциональной поддержке, проявлению заинтересованности; которые дают возможность переноса, репрезентации, исследования собственных возможностей; развивают творчество помогают ребенку сформировать актуальный субъектный опыт, который будет обеспечиваться опытом познания мира, своих возможностей и управления своими усилиями.

Диагностика показала, что некоторые дети, поведение которых можно характеризовать как несамостоятельное, испытывают трудности, в овладении рядя умений, характеризующих самостоятельное поведение, в силу специфики развития качеств, входящих в структуру самостоятельности, как интегративного качества личности. С другой стороны некоторые дети не склонны к проявлению самостоятельности из-за особенностей развития мотивационно-волевой и произвольной сфер личности. Развитие детской самостоятельности осложняется за счет позиции, которую занимают педагоги и родители – от вседозволенности до тотального контроля за поступками детей, к тому же в силу не знания особенностей и специфики развития детской психики взрослые или занижают, или завышают требования к ребенку, что так же затрудняет становлению самостоятельности.

Для создания условий развития самостоятельности, как субъектного качества, необходимо разработать проект организации игровой деятельности, в процессе которой были созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.

Проект «Организация игровой деятельности, как средства развития самостоятельности детей 5-6 лет»

1 этап. Цель — планирование и организация игровой деятельности детей, направленную на развитие компонентов самостоятельности.

Индивидуальные папки. Цель — развитие компонентов самостоятельности детей через выполнение детьми игр и упражнений, предложенных в папках, самостоятельно и совместно с родителями.

Задания для детей:

  • задания для взывания интереса к разным видам деятельности
  • задания для развития умения планировать деятельность.
  • задания для развития воображения

Задания для родителей:

Поговорить, обсудить с ребенком какую-либо проблему; помочь ребенку ответить на предложенные вопросы.

Рекомендации к выполнению задания, выполнение которых, способствует развитию самостоятельности детей.

Преобразование развивающей среды группы: Создание зоны для игр-экспериментов. Обогащение игровыми атрибутами для сюжетно-ролевой и режиссерской игры.

Подбор игр и игровых ситуаций, направленных на развитие качеств, влияющих на проявление самостоятельности в деятельности, создание картотеки.

Заключение.

Поиск эффективных форм и методов работы с детьми, в рамках гуманитарного подхода, направленного на раскрытие и развитие уникального, индивидуального в каждом ребенке, является актуальной задачи современной педагогической науки. Принятие идеи о том, что ребенок является субъектном детских видов деятельности, требует от исследователей внимательного изучения условий, на основе которых выстраивается педагогический процесс, обеспечивающий современному ребенку освоение позиции субъекта, позволяющие ему максимально раскрыть и проявить свои способности, свою индивидуальность, и в итоге способствующий обеспечению готовности ребенка отвечать новым жизненным требованиям.

Самостоятельность, есть интегративное качество личности и специфика включения игровой деятельности в педагогический процесс, где данная деятельность выступает, как эффективное средство развития самостоятельности старших дошкольников. Наша работа заключалась в организации игровой деятельности, в процессе которой будут созданы условия для развития самостоятельности как субъектного качества старших дошкольников.

Изученная литература показала, что понимание современными исследователями понятия самостоятельность, связывают с рассмотрением таких понятий, как активность и автономность. Где активность выступает, как общая характеристика деятельности человека, а самостоятельность и автономность – как ее индивидуальные характеристики. Самостоятельность может рассматриваться в зависимости от науки, как способность и особенность субъектной регуляции (психология), и тогда она выражается в пластичности регуляторных процессов, доминировании, умении произвольно управлять своим поведением, и как интегративное качество личности (педагогика) и раскрывается через умения поставить цель, планировать свою деятельность, действовать автономно, получать результат, соответствующий цели. В связи с этим стоит актуальная задача для выделения общих и специфических критериев и показателей самостоятельности детей дошкольного возраста в разных видах деятельности, которая требует дальнейшего изучения. А также определения качеств, которые интегрируясь, обеспечивают ребенку достаточный уровень самостоятельности, для успешного осуществления деятельности.

Различные способы и условия развития самостоятельности, обусловлены тем, какую цель ставят перед собой исследователи. Так самостоятельность может изучаться как самостоятельное качество в рамках овладения ребенком какой-либо деятельностью, а может выступать критерием для оценки степени овладения ребенком каких-либо навыков умений. Так же самостоятельность может рассматриваться как общий стиль поведения, как характеристика субъектности ребенка.

Условием для развития самостоятельности выступает, в первую очередь, особый способ взаимодействия взрослого и ребенка, который характеризуется субъект-субъектными взаимоотношениями. Так же педагог создает условия для проявления инициативы и творчества детей, помогает детям определить свои интересы, развивает произвольность поведения, целенаправленность. Развитие самостоятельности предполагает не только правильное выполнение инструкций взрослого (репродуктивная самостоятельность), но и проявление инициативы и творчества, а так же принятие на себя ответственности за результаты своих действий.

Выбор игровой деятельности, как эффективного средства развития самостоятельности обусловлен тем, что игра учит выдержке, в ней дети могут почувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности. В игре дети сами могут решать насколько они готовы к риску, выбирать, каким образом будут выполнять задание, учиться делать что-то вместе и принимать на себя ответственность, проявлять инициативу. Так же игра предоставляет возможность на основе детского опыта делать прогнозы и оценивать последствия, различать, какие способы поведения целесообразны, а какие неуместны. В играх мы учим ребенка, как можно выбрать мотивацию для разных видов собственной деятельности, и при столкновении в жизни с похожей ситуацией ребенок может вообразить себе данную ситуацию как игровую, перенеся в нее мотив, позволяющий выполнить определенные действия, получить результат.

Таким образом, создание всех необходимых условий и включение проекта в педагогический процесс группы позволяет использовать игровую деятельность, как эффективное средство развития самостоятельность детей старшего дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год