Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Рефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДО
Педагогика
Автор: Литинец Елена Александровна   
20.11.2015 15:07

Рефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДОРефлексивное управление дошкольной образовательной организацией в рамках внедрения ФГОС ДО

Актуальность рефлексивного управления или рефлексивного подхода в управлении, связана с тенденцией развития управления в направлении все большей ориентации на личность, и обусловлена поиском условий, обеспечивающих эффективность саморазвивающихся систем. (ДОУ, образовательного процесса, его компонентов и т.д.).

Специфика рефлексивного управления ДОУ состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает их субъектную позицию в названном процессе.

 Скачать конспект

Качественной характеристикой рефлексивного управления является тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способности к самоуправлению своей деятельностью.

Сущностной характеристикой рефлексивного управления является делегирование многих полномочий и ответственности за результат самим участникам процесса.

Что дает на практике рефлексивное управление?

  1. Во-первых, это интенсивная психологизация процесса управления, которая создает атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена коллектива ДОУ, добивающегося определенных результатов.
  2. Во-вторых, рефлексивное управление позволяет перейти от вертикальной, линейно-функциональной (административно-командной) системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества по достижению результатов.
  3. В-третьих, рефлексивное управление обеспечивает возможности развития каждой личности, совмещения (координации) мотивации руководителя и педагогов, создающих условия для развивающего и развивающегося образовательного учреждения.

Как осуществляется рефлексивное управление? Каковы его этапы?

При обосновании и осуществлении рефлексивного управления в ДОУ мы опираемся на модель рефлексивного управления, разработанную Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, которая предполагает его построение в соответствии с четырьмя стадиями. Эти стадии составляют своеобразный цикл рефлексивного управления. При этом под циклом рефлексивного управления вслед за Шамовой мы понимаем цикл взаимодействия управляющего и управляемого (руководителя и педагога), который приводит к:

  • расширению субъектных функций управляемого;
  • переходу от позиции реагирования (исполнителя) в позицию организатора собственной деятельности и со-организатора управления;
  • возрастанию самостоятельности в ходе выполнения деятельности.

Каждый цикл может быть представлен последовательностью стадий:

  1. рефлексивного анализа,
  2. конструктивно-ориентационной стадии,
  3. стадией стабилизации,
  4. стадией системной рефлексии.

Меняются управленческие функции: от анализа к планированию и проектированию, далее к организации, контролю и коррекции, меняются объекты управления и уровни, но цикл повторяется в каждой управленческой функции.

Рассмотрим каждую стадию цикла рефлексивного управления на основе проблематики детского сада.

I. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА. Эта стадия имеет особое значение в цикле рефлексивного управления, т.к. ее назначение состоит в выявлении и раскрытии субъективного опыта участников образовательного процесса и в определении его желаемого состояния.

1. 1. Постановка проблемы (сохранение и укрепление здоровья воспитанников).

1. 2. Выявление разных пониманий проблемы здоровья. (Во-первых, в теории существуют разные подходы к проблеме здоровья. Во-вторых, в ходе обсуждения выяснилось, что члены коллектива по разному представляют, как осуществлять оздоровление ребенка в условиях ДОУ).

1. 3. Анализ подходов к оздоровлению детей в ДОУ, анализ информации, хода процесса оздоровления, обучения и воспитания дошкольников, его результаты, показал, что, в ДОУ в большей степени эффективно осуществляется лечебно-оздоровительный процесс, который не согласуется с образовательно-воспитательным.

Осуществляемый рефлексивный анализ (начало цикла процесса управления) рассматривается как стремление руководителя во взаимодействии с педагогами исследовать ту «почву», на которой возникнут идеи и предложения относительно последующей совместной и индивидуальной деятельности.

В результате такой работы происходит осмысление каждым участником образовательного процесса своего опыта в области понимания проблемы здоровья, при этом в процессе взаимодействия с субъектами, руководитель также актуализирует, пересматривает его определенным образом.

Резюмируя изложенное, отметим, что рефлексивный анализ – как стадия рефлексивного управления – полисубъектное диалогическое взаимодействие субъектов процесса (действуют обе стороны).

Действие управляющего:

  • создание ситуации рефлексивного анализа;
  • фиксация внимания управляемых в ходе анализа на ключевых моментах субъектного опыта участников образовательного процесса;
  • рефлексия своей деятельности.

Действия управляемого:

  • анализ своего субъектного опыта в рефлексивной позиции;
  • понимание субъектного опыта других;
  • осознание стратегий и установок руководителя.

Поле взаимодействия – совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу актуализации и анализа субъектного опыта в рефлексивной позиции.

Результат взаимодействия – структура субъектного опыта (ценностные отношения, знания и умения).

Итак, управляемый раскрыл свой субъективный опыт, осуществил самопознание. Но достаточно ли этого для того, чтобы он далее стал субъектом деятельности?

Конечно же, нет. Педагог может на этом и остановиться. Поэтом важно продумать особенности и, самое главное, на организационном и операционно-технологическом уровне обеспечить наращивание субъектных функций управляемого.

На второй стадии рефлексивного управления необходимо включение педагогов как субъектов управления (наращивание субъектных функций).

II. КОНСТРУКТИВНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СТАДИЯ. Назначение второй стадии состоит в том, что на основе данных рефлексивного анализа обосновываются интенсифицирующие управленческие воздействия, которые обеспечивают стимулирование педагогов в аспекте моделирования образовательного процесса.

Интенсифицирующее воздействие не несет характер административного принуждения, а создает условия (содержательные, операционно-технологические, методические), при которых управляемый сам определился бы в деятельности, таким образом, чтобы эффективно использовались личностные возможности и возможности окружающей его среды.

Происходит осознание значимости проблемы субъектами управления (педагогами, медиками, психологом).

2. 1. Обсуждение путей решения.

2. 2. Создание различных структур (временных и постоянных):

Научно-методический совет

Управление через сотрудничество субъектов образовательного процесса

ПМПК

Проблемные творческие группы

Проектные группы

Мастер-класс

Разработаны положения о всех перечисленных структурах, с которыми вы можете ознакомиться.

Если на первой стадии ведущая роль принадлежала управляющему, то на данной стадии у партнеров по взаимодействию практически равные права и обязанности. Это приводит к нарастанию функций управляемых и обеспечивает интеграцию деятельности субъектов управления.

Вам предложен практический материал, позволяющий определить конструктивные и неконструктивные воздействия управляющего.

Неконструктивные (не интенсифицирующие) воздействия Конструктивные (интенсифицирующие) воздействия

  1. Проблематика показывается. 1. Проблематика предъявляется и обсуждается
  2. Выдается готовая инструкция 2. Инициирует к конструированию плана действий
  3. Проблемная ситуация ставится и решается управляющим 3. Проблемная ситуация ставится и решается совместно с управляемыми
  4. Даются только самые общие рекомендации 4. Анализируются конкретные ситуации, подчеркивается важность информации для развития
  5. Дается оценка только в форме «правильно – неправильно» 5. Оценивается по множеству критериев
  6. Предъявляются универсальные требования 6. Индивидуализируются требования

Действия управляющего:

  • определение интенсифицирующего воздействия;
  • реализация интенсифицирующего воздействия.

Действия управляемого:

  • восстановление прежнего опыта в рефлексивной позиции;
  • выделение в индивидуальном опыте сильных сторон и недостатков;
  • опора на свои индивидуальные ресурсы в процессе поиска общих ориентиров деятельности.

Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу построения своей деятельности.

Результат взаимодействия — самоопределение участников процесса в предстоящей деятельности.

III. СТАДИЯ СТАБИЛИЗАЦИИ. Основное назначение этой стадии состоит в обеспечении устойчивости реализации совместной деятельности по достижению совместно поставленных задач, а также в дозированной помощи управляемым в обеспечении их деятельности.

Смысл деятельности руководителя состоит в поддержке самостоятельной деятельности педагогов, медиков, психолога и т.д. Такая поддержка предполагает осуществление руководителем разнообразных организационных, контрольных и регулирующих действий.

Вводятся различные виды контроля и самоконтроля в зависимости от субъекта управления.

При этом все субъекты процесса управления участвуют в процессе внесения изменений, выступают активными участниками совместной деятельности (на заседаниях ПМПК, творческих групп, административных планерках, педсоветах).

Какие стабилизирующие приемы используются руководителем:

  • поощрение педагогов к самостоятельному поиску путей решения тактических задач;
  • создание условий для выбора (приоритетов в работе, форм, технологий и т.д.);
  • оказание помощи;
  • побуждение к самостоятельному оцениванию результатов своей работы и их коррекции.

Действия управляющего:

  • реализация обратных положительных и отрицательных связей;
  • консультирование управляемых.

Действия управляемого:

  • планирование собственной деятельности;
  • реализация плана;
  • кооперирование с другими субъектами по поводу достижения целей совместной деятельности.

Поле взаимодействия — совместная деятельность управляющего и управляемых по поводу реализации поставленных целей.

Результат взаимодействия — достижение целей совместной деятельности и своей деятельности.

IV. СТАДИЯ СИСТЕМНОЙ РЕФЛЕКСИИ ( «я», «мы», «дело»).

Завершается цикл рефлексивного управления системной рефлексией.

Она включает в себя:

  • Рефлексию всеми субъектами своего опыта в области решения проблемы (уже «онаученного», интегрированного);
  • Рефлексия педагогами своей деятельности по решению проблемы;
  • Рефлексия всеми субъектами взаимодействия совместной деятельности;
  • Рефлексия педагогами деятельности руководителя;
  • Рефлексия руководителем своей деятельности и деятельности педагогов и других субъектов управления.

Действия руководителя:

  • Инициирование системной рефлексии;
  • Активизация системной рефлексии.

Действия управляемого:

  • Рефлексия своей деятельности;
  • Рефлексия себя как субъекта взаимодействия;
  • Рефлексия деятельности управляющего.

Поле взаимодействия — совместная рефлексивная деятельность управляющего и управляемых по поводу проведенной работы.

Результат взаимодействия – оценка степени достижения целей совместной деятельности и индивидуальной деятельности.

Результаты.

  1. Понимание проблемы здоровья, его сохранения, укрепления и формирования здоровья (в единстве всех его составляющих). Динамика понимания.
  2. Рефлексия своей деятельности по сохранению, укреплению и формированию здоровья в образовательном процессе, в процессе общения, в организации видов деятельности, в проектировании пространства.
  3. Рефлексия осуществления интеграции всех специалистов ДОУ (педагогов, психолога, медиков, логопедов, инструктора по физкультуре).
  4. Рефлексия деятельности руководителя.
  5. Рефлексия взаимодействия руководителя с педагогами.

Рефлексивное управление способствовало тому, что в дошкольной организации создан коллектив единомышленников. У сотрудников изменилось понимание и других проблем, своей роли в их решении, появилась самостоятельность в организации своей деятельности (от исполнительской к субъектной позиции в решении как управленческих, так и собственно педагогических задач), что позволило детскому саду стать лауреатами различных районных, городских и краевых конкурсов. Повысилась мотивация труда педагогов, вырос их профессиональный уровень.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год