Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья "Как помочь ребенку в сенсорном развитии"
Педагогика
Автор: Миронова Мария Алексеевна   
09.02.2016 22:50

Статья Как помочь ребенку в сенсорном развитииСтатья "Как помочь ребенку в сенсорном развитии"

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

 

Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребенка в будущем. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей.

Ребенок познает мир, играя. Играя, он учится различным приемам зрительного, слухового, и осязательного обследования, позволяющим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение развивает эмоции и все психические функции: восприятие, внимание, память, речь, мышление, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

Количество.

Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как явление. Для этого им нужно предлагать своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке «Курочка Ряба» изменяется количество предметов (яиц), так для детей раннего возраста становится доступным понятия «один — много». В сказке «Теремок» изменяется количество зверей в домике. Становятся понятными слова «ни одного», «один», «мало», «много». Подобные упражнения желательно проводить и в обыденных жизненных ситуациях. Например, убирая игрушки, можно все грузовые машины поставить в один гараж, а легковые в другой и сравнить их количество (аналогично: все большие и маленькие, все красные и не красные, одноцветные и разноцветные). Можно попросить малышей накрыть стол: положить на стол столько же ложек, сколько на нем тарелок. Однако в любом случае важно, чтобы игры с количеством ребенок осуществлял в контексте смыслов, образуемых сказкой, игрой, задачами реальной жизни ребенка. Это позволяет, с одной стороны, сделать освоение математических представлений детьми внутренне мотивированными и осмысленными. С другой стороны, осваиваемые ребенком знания, представления открываются ему не как отчужденные абстрактные понятия. Операции с множествами ведут к развитию логического мышления.

Величина.

Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д. По существу, в этом случае мы имеем дело с формированием сенсорных эталонов величин: длины, ширины, толщины посредством «языка жестов». Однако прежде чем ввести обозначение размерностей необходимо их обнаружить.

Форма.

Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки и игры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры.

Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком именно поэтому и происходит известная история, что он круглый и хорошо катится; будь Колобок квадратным, он не смог бы убежать ни от дедушки с бабушкой, ни от других героев сказки. Здесь можно предложить игру для детей «Катится – не катится.

Другой вариант развития сенсорных эталонов геометрических форм представляет собой создание ситуаций, в которых различие геометрических фигур необходимо для решения проблем, возникших в ходе игры или драматизации сказки. Например, чтобы открыть дверь в сказку (перед прочтением) нужно найти правильный ключ, соответствующий сечению замка. Таким образом, организуется, во-первых, анализ геометрической фигуры и выделение ее особенностей, и, во-вторых, выделение ее существенных, отличительных сторон посредством сравнения с другими формами.

Цвет.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  • различение цветов по принципу «такой – не такой» (Игра «Цветная вода»)
  • зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти мячи и кубики такого же цвета.
  • закрепление представлений о цвете в слове. (Игра «Построим башню»)

Знакомство детей с цветом можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок (овощи, фрукты, цветы, игрушки, одежду).

Развитие пространственных представлений.

Пространственная ориентация – это сложное явление, включающее в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т.д.)

Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства. В домашних условиях с ребенком можно играть в настольный театр, развлекательно — развивающие игры, например, «Где прячется зайчик» и т.д.

Дидактические игры и упражнения

  1. Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
  2. Раскладывание однородных предметов разной формы на две группы

Аналогично:

3. Раскладывание однородных предметов разного цвета на 2 группы. (Группировка по цвету)

4. Соотнесение предметов 2 заданных форм и величин при выборе из 4. (Соотнесение по величине и по форме.)

5. Рисование красками на темы «Огоньки ночью», «Листочки деревьев». (Изображение с помощью цвета свойств предметов.)

6. Выкладывание цветной мозаики на темы «Курочка с цыплятами», «Домики и флажки». (Обозначение с помощью цвета свойств предметов.)

7. Игра «Овощной магазин».

8. Игра «Строим дом».

9. Игра «Большие и маленькие мячики».

Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год