Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД "Цветотерапия"
Педагогика
Автор: Галина Федоровна Егорова   
06.05.2014 00:36

Конспект НОД Цветотерапияд/с «Акбота» № 11 Логопед Егорова Г.Ф.
С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна — зелена, лето — красное, осень — золотая. А ведь каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. Неслучайно про человеческие качества мы говорим, что у него «золотые руки» и вес понимают, что речь идёт о руках, которые умеют делать всё. Выражение «золотое сердце», ассоциируется у нас с человеком, у которого добрая, великодушная душа. И наоборот, выражение «чёрная душа» говорит о злом и нехорошем человеке. Когда человека называют «серой мышкой», нам ясно, что это незаметный, ни чем не примечательный человек. А такие выражения как «красный молодей» или «красная девица» говорят о ярких, красивых душой и телом молодых людях. Человек, который носит «розовые очки» - это человек наивный, как ребёнок, не замечающий ничего плохого в этой жизни и людях.
У каждого из нас есть свои цветовые предпочтения, и есть любимые и нелюбимые цвета. Одни цвета приятны для глаз, и раздражающие глаз оттенки разных цветов. Когда мы надеваем одежду любимого цвета, мы чувствуем себя комфортно и уверенно, что несёт нам спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, чтобы избежать, как нам кажется, неблагоприятное воздействие.
Мы постоянно занимаемся цветотерапией. даже не подозревая об
этом.
Учёные выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.
Эксперименты показали, что воздействие теплых оттенков красного, оранжевого и жёлтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зелёного, синего и чёрного цветов понижает эти же показатели.
Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или па улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем па себе сильнейшее влияние цвета.
Ныло обнаружено, что когда лестницы в рабочих помещениях красили в красные тона, то служащие стали реже останавливаться, чтобы поболтать друг с другом.
Для усмирения буйных заключенных в США используют комнаты, окрашенные мягким розовым цветом. Через несколько секунд у заключенных наступает снижение мускульной активности.
В палатах родильных домов часто используют лампы голубого цвета для лечения желтухи у новорождённых.
Хирурги в операционной одеты в тёмно-зелёные халаты. Экспериментально доказано, что тёмно-зелёный цвет помогает остановить кровотечение.
Если форма любимой футбольной команды жёлтого цвета, то толпа болельщиков может становиться крайне агрессивной. Напротив бледно-голубой цвет помогает сдерживать эмоции.
В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровье? сберегающие технологии. В деятельности логопеда они становятся перспективным средством коррекцнонмо- развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Терапевтические возможности здоровье-сберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
На логопедических занятиях используются традиционные здоровье- сберегающие технологии, такие как пальчиковая, артикуляционная, дыхательная, зрительная гимнастика.
Помимо традиционных здоровье-сберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии).
Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии:
Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов.
Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной
речи.
Развитие общей и мелкой моторики.
Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства.
Развитие правильного дыхания.
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Как известно, одни Цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на людей по-разному, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
Доказано, что, меняя цветовой режим, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринные железы и другие органы и процессы в организме.
Педагогам, психологам, родителям необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использован, эти знания в учебно- образовательном процессе, коррекционной и лечебной педагогике.
Перейдем к краткому описанию каждого цвета.
Синий цвет стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит .
Голубой цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Фиолетовый цвет угнетает психические процессы, снижает настроение.
Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта; оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
Зеленый цвет успокаивает, повышает защитные силы организма .
Розовый цвет оказывает тонизирующее воздействие.
Желтый цвет вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия .
Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости. Белый оказывает тонизирующее действие на организм человека и эффективно используется для оживления любого другого цвета .
В логопедической работе Элементы хромотерапии можно применять как на индивидуальных занятиях, так и на подгрушювых и групповых.
Приведу несколько примеров по применению цвета как здоровье- сберегающего компонента на занятиях.
Упражнение «Ощущение цвета» (на расслабление).
Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство? возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии. Дети расслабляют плечи, опускают свободно руки, расслабляют лицо, глаза, и смотрят на предметы определенного цвета, например, синего.
•    Какие чувства вызывает синий цвет? Какое настроение он создает? Какой он? (Мягкий, нежный, добрый, грустный, спокойный, холодный.)
Далее педагог описывает- значение цвета, как он действует па организм.
Перед детьми «Цветик-семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.
•    Помогите ветру унести ваш лепесток, подуйте на него длительно и плавно. Вдох делаем носом, а выдох — ртом.
Упражнение «Мою руки» (пальчиковая гимнастика).
Мыло бывает разным-преразным (дети намыливают руки):
Синим (соединяют подушечки указательных, пальцев).
Зеленым (соединяют подушечки средних пальцев).
Оранжевым (соединяют подушечки безымянных, пальцев),
Красным (соединяют подушечки мизинцев).
По не пойму, отчего же всегда
Черной-пречерной бывает вода (отображают эмоцию удивления: поднимают вверх брови, округляют глаза, приподнимают плечи, разводят в стороны руки)?
После окончания упражнения расслабляют мышцы тела, свободно свесив руки, слегка согнув колени и наклонив голову вперед.

Упражнение на координацию речи с движением «Желтая песенка».
Желтое солнце на землю глядит. (Руки вверх, ПОТЯНУЛИСЬ, глаза вверх).
Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево — вправок
Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз),
Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны — вверх —
вниз.
Желтая бабочка, желтая букашка.
Желтые лютики, желтая ромашка.
Желтое солнышко, желтенький песочек.
Желтый цвет- радости, радуйся дружочек. (Прыжки на месте)
Как известно, большая часть индивидуальной работы отводится автоматизации поставленного звука. Использование цвета в период автоматизации может превратить скучную работ) в интересную. В зависимости от автоматизируемого звука логопед предлагает ребенку картинки разных предметов, но одного цвета Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а ребенок получают интерес от процесса работы с цветом. Например, автоматизация звука «ж»: желтый жакет, желтый жилет, желтый пожар, желтый флажок, желтый медвежонок.
Используя технологию хромотерапии при коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, можно отметить, что заметно улучшается качество логопедической работы: речь у детей приходит в норму за более короткий срок, чем на традиционных занятиях. Дега быстрее справляются с заданиями логопеда, заинтересованные разнообразием цветовых оттенков, окружающих их па занятиях. Таким образом, на фоне комплексной логопедической помощи здоровье- сберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей- логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Логопеды знают, как порой утомительно и долго длятся периоды автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Использование цвета в эти периоды может превратить скучную работу в интересную и живую и творческую.
Дети берут в руки предметы и игрушки определённого цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужные звуки, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.

Использование цвета для коррекции нарушений
устной и письменной речи

Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, чёрный, оранжевый.
Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный. Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, серебряный. Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зеленый. Автоматизация звука «ж»: жёлтый, оранжевый. Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, жёлтый. Автоматизация звука «ль»: зелёный, фиолетовый. Автоматизация звука «ч»: чёрный, коричневый.
Согласование существительных с прилагательными в роде и числе,
Синий платочек,
Синяя страна,
Синее небо,
Синие глаза.
Изменение прилагательных вместе с существительными по надежам. (Есть) синий василёк. (Нет) синего василька. (Подошёл) к синему васильку. (Вижу) синий василёк. (Любуюсь) синим васильком. (Думаю) о синем васильке.
Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок, о
Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты,
Розовая бабочка прилетела на розовую полянку, Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике,
Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.
Согласование количественных числительных с прилагательными и
существительными разных родов.
Одна розовая бусинка.
Две розовой бусинки.
Пять розовых бусинок
Решение названных задач и приводит к развитию навыков саморегуляции или по-другому, к расширению возможности управлять эмоционально- волевыми процессами. В результате ребенок расширяет границы общения с миром, он становится более внимательным, терпеливым и радостным. Вес это помогает ему в среде и способствует усвоению учебного материала .


Список  использованной  литературы:

1.    Акименко В.М. «Новые логопедические технологии», Ростов на Дону, 2008г.
2.    Беляков Л.И. «Использование новых технологий в логопедии», Журнал «Школьный логопед»,  2007г., №3. С. 55-58.
3.    Никитина И.В. «Инновационный педагогических технологий и организации учетно- воспитательного методического  процессов», Волгоград, 2008г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год