Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды через взаимодействие с родительской общественностью.
Педагогика
Автор: Алилуева Юлия Вячеславовна   
21.04.2015 23:06

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды через взаимодействие с родительской общественностью.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды через взаимодействие с родительской общественностью.

(Реализация требований ФГОС ДО)

Алилуева Ю.В., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС ЦРР № 251 г. Челябинска

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Стоит отметить, что реализация требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде можно осуществлять путем согласованных действий педагогов и семьи, построенных на основе социального партнёрства (понятие «партнёрство» -деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов)

 

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития решается нами в трех направлениях:

  • Самообразование педагога — ознакомление с современными формами взаимодействия, сотрудничества с родительской общественностью и применение их на практике (круглый стол, практикум, деловая игра, тренинги). Также ведется прогнозирование и планирование по данному направлению (планирование — перспективное, календарное)
  • Повышение педагогической культуры родителей
  • Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Для успешного выстраивания партнёрских отношений с родителями мы придерживаемся таких принципов взаимодействия (в соответствии с ФГОС ДО):

  • открытость детского сада для семьи (п. 3.1.)
  • доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится взаимодействие педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
  • индивидуальный подход — необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы
  • партнёрство, а не наставничество — позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли, принесет положительные

результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи;

  • тщательная подготовка — любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий.
  • информирование родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации (п. 4. 4.).

Осуществляя педагогическую пропаганду, используем сочетание различных видов наглядности:

  • систематическое обновление групповых стендов и блога группы, в которых отражена повседневная жизнь группы: письмо родителям (тема недели, задачи, реализуемые в ходе деятельности, рекомендации родителям), Рекомендации по здоровьесбережению (питание, закаливание и т.д.), обязательное наличие раздела «Советы и рекомендации» под руководством психолога. Оформление папок-передвижек, памяток или брошюр, например: «Введение ФГОС ДО (консультация для родителей)», «В какие игры можно поиграть с ребёнком», «Сезонные изменение в природе», «Меню маленького чемпиона» и др., которые помогают при индивидуальном подходе с семьями воспитанников.
  • динамичность — детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления взаимодействия с семьей

Для повышения педагогической культуры родителей и вовлечения их в совместную деятельность мы применяем методы и формы взаимодействия как уже утвердившиеся, так и современные.

Основной формой взаимодействия педагога с семьями воспитанников остаётся родительское собрание, но постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям дошкольников, и не всегда будут иметь положительный результат, поэтому мы применяем современные формы проведения собраний. Среди них: педагогическая мастерская (устный журнал «Теперь мы дошколята – старшие ребята!»), собрание – практикум «Развитие образной речи старших дошкольников», собрание – деловая игра и др. Приглашение для родителей мы выставляем на блоге группы и в информационном уголке, в котором указана тема, задачи и место проведения, используем также форму именных пригласительных, которые изготавливают педагоги с детьми. Каждый родитель получает памятки по теме.

Разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников отражают содержание образовательных областей в соответствии с ФГОС, при этом стоит отметить, что происходит их интеграция.

«Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка происходит через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду. Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс является метод проектов, с помощью которого происходит объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка. В рамках проектной деятельности, а также в соответствии с тематикой недель используются различные формы взаимодействия с родителями. Например, в родительском уголке обязательно размещается информация о начале проекта, его цели, задачи, сроки проведения, консультации, рекомендации; организуются совместные выставки, развлечения, а также в рамках реализации примерной программы организуем традиции в группе: «Встреча с интересными людьми», «Наши славные дела», «Поход выходного дня» и др. Стоит отметить, что активное участие детей и их родителей в выставках, конкурсах, и других видах деятельности, помогает приобрести детям дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми и с со сверстниками. Родители для организации экспериментов в группе приносят и природный материал бросовый материал,

«Речевое развитие» — педагоги дают рекомендации родителям по выбору тематики чтения, родители принимают участие в оформлении выставок художественной литературы, например, «В гостях у сказки», «Сказки А.С. Пушкина» и др., совместное чтение детей и родителей, разучивание стихотворений, написание мини-сочинений совместно с детьми, изготовление книжек малышек и др. При этом мотивировать нужно и детей, и их родителей.

«Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях (при этом не называя ребёнка) и в индивидуальных беседах. Главное условие: не сравнивать одного ребёнка с другим, каждый ребёнок индивидуален. Информирование родителей о создании безопасных условий дома и на улице через консультации, оформлении стенгазет, плакатов, буклетов. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах, акциях и проектах. Родители пополняют атрибутами и костюмами уголок сюжетно-ролевых игр.

«Физическое развитие» — знакомство родителей с достижениями в физкультуре других семей через стенгазеты, с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных рекомендаций, организацию «Семейных весёлых стартов», проведение акций по здоровьесбережению и т.д. Родители изготавливают спортивные атрибуты из бросового материала.

«Художественно-эстетическое развитие» — для успешного сотрудничества планируются и проводятся такие мероприятия, которые дают возможность родителям и детям проявить себя в какой-либо творческой деятельности, это выпуски семейных газет и плакатов, организация тематических выставок «Спорт – наш друг», «Здравствуй, Осень!», «Мой домашний питомец» и др., поделок «Чудеса осени», «Несуществующий электроприбор». и сбор мини-коллекций, данные мероприятия включают всех членов семьи ребенка в организацию жизни группы и детского сада. Экспонаты используются в системе образовательной деятельности, организации экскурсий, досугов, а также в самостоятельной деятельности детей. Они способствуют развитию речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Взрослые участники выставок и конкурсов получают благодарственные письма на родительском собрании, а дети – сувениры. Родители изготавливают музыкальные инструменты – маракасов, альбомы «Музыкальные инструменты», также привлекаем их к пошиву костюмов на утренники и праздники.

ВАЖНО: всё, что вы просите принести или изготовить, должно находить применение, а не уходить «в стол».

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Т.о., стоит отметить, что обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность способствует обогащению развивающей предметно-пространственной среды и является показателем эффективного сотрудничества, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса переходят к позиции инициаторов и активных участников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год