Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
Психология
Автор: Валентина Иванова   
09.06.2014 17:19

Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организацииПсихологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации
Иванова В.М., педагог-психолог МАДОУ № 6 «Звездочка» г. Пскова, кандидат психологических наук
Современный детский сад, по мнению авторов Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), это тот тип и вид образовательной организации, где лейтмотивом  педагогической  деятельности должны быть следующие идеи: «…поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду…»
Традиционно же в нашем обществе позиция родителей и многих педагогов складывается из «кивков» на «потом»: «Вот вырастешь, тогда и будешь...», «Вот в школу пойдешь, тогда и поговорим об этом...», «Что с маленьким разговаривать, подрастет и узнает...», «Вот окончишь школу, тогда жизнь и начнется...».
Одним из вариантов в данном русле является подход в дошкольном образовании: «В детском саду детей готовят к школе». И эта фраза говорит нам о том, что мы готовимся к роли ученика все время пребывания в саду и на выходе дошкольник должен уметь читать и писать,  а соответственно, знать все буквы и цифры. И реальность такова, что во многих дошкольных учреждениях уже со старшей группы усиленно даются школьные  занятия: прописывание, изучение букв, цифр и работа с азбукой и т.д.

Скачать конспект

Такое обучение не должно иметь место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Собственно эта мысль и внесена в ФГОС ДО и, по мнению психологов, является важнейшей для полноценного проживания ребенком дошкольного возрастного отрезка жизни.
При этом, если организация процесса подготовки к школе соответствует всем требованиям к ее осуществлению, то школьная  готовность формируется, как и должно, в старшем дошкольном возрасте естественным образом: физиологическая готовность соотносится с психологической, социальной, психической и желание читать и писать исходит от самого субъекта. При этом  скорость приобретения этих умений многократно возрастает.
В связи с этим очень важным для педагогов-дошкольников является обеспечение полноценной жизнедеятельности и развития  детей «здесь и сейчас». Всем известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому только в игровой форме мы можем предоставлять информацию и способы взаимодействия  с окружающей средой и социумом.
Тем не менее, в ФГОС дошкольного образования мы находим, что «...При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». А как можно сформировать начала учебных умений  вне учебной деятельности?
Говоря об обучении детей, педагоги дошкольных организаций тревожатся, что в связи с новыми ФГОС, где не приветствуется такая форма организации детской деятельности как занятие, сложно будет достичь таких целевых ориентиров, как сформированные предпосылки учебной деятельности в рамках общей школьной готовности.
Наша задача помочь воспитателям  сориентироваться в новых условиях и найти те возможные методы и приемы педагогической деятельности, при которых мы сможем достичь поставленной цели, а именно, сформировать желание учиться в игре (например, сюжетно-ролевая игра «Школа»).
Здесь идет речь о подготовке к смене ведущих видов деятельности, и задача взрослых заключается в том, чтобы помочь детям перейти от игры к учению с удовольствием и интересом, только тогда мы сможем ожидать от ребенка успехов.
Какими же предпосылками учебной деятельности должен овладеть дошкольник, чтобы легко адаптироваться в системе школьного обучения и быть успешным?
Во-первых, это познавательная активность ребенка. Интерес к новым знаниям будет иметь место в том числе, если мы не форсируем развитие, навязывая учебные занятия, а поощряем ребенка в его познании.
Во-вторых, это овладение ребенком способами самостоятельного решения практических и познавательных задач, выделяя связи и отношения исходных данных. Старший дошкольник, помещаемый время от времени в игровое проблемное  поле, научается самостоятельно подбирать решение и находить верный вариант.
В-третьих, это усвоение общих способов действий, с помощью которых возможно решение проблемы. По примеру взрослого дети манипулируют предметами, вспомогательными средствами (измерение длины...), усваивают алгоритм описания, рассматривания предметов,  явлений и др.
В-четвертых, это развитие самоконтроля, контроля, самопроверки. Признаки способности к самоконтролю мы наблюдаем уже в раннем детстве (ребенок устремлен к игрушке и  отвлечь его от ее достижения стоит определенных усилий!), но в качестве предпосылки это свойство психики формируется  в старшем дошкольном возрасте в случае доверия к действиям ребенка, подбадривания и уважения к выбору.
Как можно психологически сопровождать процесс формирования учебных предпосылок в условиях дошкольного учреждения?
Педагог-психолог детского сада в начале учебного года  составляет план работы на предстоящий учебный период по всем направлениям своей профессиональной деятельности: просвещение, профилактика, консультирование, коррекция, диагностика. Работа планируется для всех категорий участников педагогического процесса: педагоги, родители, дети (табл.1).
Примерный план психологического сопровождения формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
Таблица 1

 

Направление

Категория

Форма

Тема

Сроки

Психологическое просвещение

Родители

Групповая консультация

Как готовить ребенка к школе?

сентябрь

Индивидуальная консультация

О результатах диагностики  школьной готовности ребенка и рекомендации по занятиям дома

октябрь

Педагоги

Доклад на педсовете

Игра – это серъезно

декабрь

Методический час

Методика развития самостоятельности старшего дошкольника

январь

Психологический тренинг

Учусь играть с детьми

1 раз в месяц в теч. уч. года

Беседа

Создание проблемных ситуаций в НОД

ноябрь

Психологическая профилактика

Родители

Доклад на родительском собрании

Возможные последствия  «школяризации» дошкольника

сентябрь

Педагоги

Семинар

Возрастные психологические и психические возможности старшего дошкольника

ноябрь

Психологическая коррекция и развитие

Педагоги

Тренинг

Эффективное педагогическое общение

1 раз в месяц в теч. уч. года

Дети

Рекомендации педагогам

Индивидуальные предложения по итогам диагностики

Психологическая диагностика

Дети (с согласия родителей)

Тестирование

Мотивация, познавательные психические процессы, произвольность, развитие речи и др.

Сентябрь-октябрь

Родители

Анкетирование (входное-начало года, и итоговое – конец года)

Экспертная оценка уровня сформированности предпосылок УД

Сентябрь - апрель

Педагоги

Анкетирование

Знание теории по теме «Предпосылки учебной деятельности», ФГОС ДО

октябрь

Психологическое консультирование

Педагоги и родители

Консультирование, выставки литературы, буклеты, оформление страницы на сайте и др.

По запросам,

В теч. уч. года

Работа педагога-психолога по формированию предпосылок учебной деятельности проводится параллельно с другими видами деятельности. Вышеуказанный план работы это часть общего годового плана работы педагога-психолога в ДОО. Например, диагностика школьной готовности осуществляется по программе, частью которой является раздел предпосылок УД. Общий фон деятельности психологического сопровождения обусловлен содержание ФГОС ДО:
«3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия...»
Успешность и эффективность психологического сопровождения формирования предпосылок учебной деятельности возможны только при условии совместной деятельности всех категорий участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов в доброжелательном, позитивном эмоциональном поле.
Литература
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN 9785090191487.
2.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год