Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психологическая помощь детям, находящимся в состоянии стресса при разводе.
Психология
Автор: Диянова Анна Александровна   
07.08.2015 09:58

Психологическая помощь детям, находящимся в состоянии стресса при разводе.Психологическая помощь детям, находящимся в состоянии стресса при разводе.

Диянова Анна Александровна педагог-психолог, первая квалификационная категория МБ ДОУ «Детский сад № 250» комбинированного вида г. Новокузнецк, Кемеровская область

Развод родителей сейчас не редкость, и не секрет, что детский сад посещают множество детей, находящихся в состоянии стресса из-за этого. Несмотря на то, что стресс – неотъемлемая часть современной жизни и в своё время его переживает каждый человек. Но если этот человек взрослый, то есть надежда, что он справится со стрессом быстро и без последствий. Намного сложнее обстоит дело со стрессом у детей. Ребёнок – это человек, который постоянно развивается, изменяется. И поэтому определить стресс у детей бывает довольно тяжело.

 

Реакция детей на бракоразводный процесс может быть самой неожиданной:

  1. ухудшение физического состояния (головная боль, боли в животе, плохой сон. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко).
  2. Страхи. К детям могут вернуться прежние страхи, например, боязнь темноты, которую он уже преодолел, или возникнуть новые: за собственное благополучие (страх быть брошенными и никому не нужным); за своих родителей.
  3. Злость. Дети могут злиться на самих себя (полагая, что их непослушание привело к разрыву между мамой и папой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не расстались); на обоих родителей за то, что они не сохранили семью; на одного из родителей, которого считают виновником разрыва. Злость, испытываемая по отношению к одному из родителей, может быть переключена на другого, проявиться в деструктивном, вызывающем поведении.
  4. Печаль может проявиться в плаксивости, принять форму пассивной самоизоляции, в утрате всякого интереса к тому, что раньше доставляло удовольствие.

Кроме подавленного настроения отмечается целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

5. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых.

6. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

7. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

8. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.

Одним словом, невозможно предугадать реакцию ребенка на развод.

Психологическая помощь необходимо начинать с самого первого дня, как только ребенок отойдет от первичного шока.

Общие методы борьбы со стрессом у детей:

  • обязательные ежедневные прогулки;
  • хорошее питание;
  • соблюдение режима дня;
  • общение с родственниками и друзьями;
  • физические нагрузки;
  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Методы, применяемые психологом в своей работе:

  1. Арттерапия. Прежде всего, рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, тревожных детей. Она полагает, что радость повышает уверенность, формирует позитивное отношение к жизни, а это именно те качество в развитии которых особо нуждается тревожный ребенок, страдающий большим количеством страхов. Изображение заставляет концентрироваться на своих переживаниях, осознавать их. При рисовании возможно переосмысление событий формирования своеобразной независимости, которая все больше будет развиваться с возрастом ребенка. Рисование — это акт, выносящий внутренний конфликт во внешний мир, при этом происходит модификация внутреннего мира, уменьшение внутренней напряженности.
  2. Аутогенная тренировка является научной психологической дисциплиной.

Значение освоения детьми приемов аутогенной тренировки переоценить трудно. Человек, владеющий приемами аутогенной тренировки, в состоянии не только "охранять" свою нервную систему, но и научиться впоследствии, освоив формулы цели, регулировать с их помощью некоторые отклонения в своем здоровье, недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки.

Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Именно поэтому целесообразно включить их в режим дня детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить следующие формулы (их произносит педагог, ведущий тренинг):

Мы лежим на лесной поляне на солнышке (проектор направлен на пол, дети лежат в световом поле).

Солнышко греет мое лицо.
Мне тепло и уютно.
Мои глаза закрыты, они отдыхают.
Солнышко ласкает лучиками мое лицо.

Сначала лоб (ребенок трогает кончиками пальцев лоб).
Потом глаза (ребенок трогает область глаз).
Теперь нос (ребенок трогает нос).
Затем щеки (ребенок трогает щеки).

Мне тепло и уютно.
Мои руки отдыхают.
Мои ноги отдыхают.
Мне тепло и уютно.

Лесное солнышко поет мне песенку (звучит фонограмма «Утро» Грига).

Мои глаза открываются.
Мои руки тянуться вверх к солнышку.
Мы растем, как цветы.
Нам легко и свободно.

Мы спокойны.

Очень эффективно совмещать процесс расслабления с различными вариантами звукового фона (спокойная музыка, плеск воды, шум дождя, звуки природы и пр.). Выполнять упражнения с детьми можно с 5 лет, 1-2 раза в неделю под спокойную музыку. Н.Л. Кряжева в своей книге «Снятие психоэмоционального напряжения у детей» советует следующую методику, в которой учтены способность воображать и фантазировать, мягко включены элементы снятия мышечного напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки ребенка и регуляции его взаимоотношений с окружающими.

«Полет птицы»

Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем речь птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и молодости, полетаем над землей. Почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море. Тело в нем такое же легкое и гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя. Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь», — потом выдохните. Вдох: «Я – лебедь» — Выдох (3 раза). Хорошо!

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки крылья, шире, молодцы!

Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и …резко выпрямите…Глубокий вдох…и…о, чудо! Мы взлетели… вдох-выдох (3р.) можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно. Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада… Тишина… Покой… Вдох-выдох (3р.)

Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!... Вдох-выдох (3р.) Мы плавно летим, нам нравиться и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже. … Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Замечательным был полет!

Пусть у кого-то не получилось, не беда! И лебедь красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствия, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем!

Все прекрасное когда-нибудь сбывается, нужно только очень-очень верить в себя!

3. Дыхательные упражнения. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

  1. Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5-6 раз подряд.
  2. Исходное положение — лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
  3. Исходное положение — сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище.
  4. Исходное положение — то же. Руки вытянуты над головой. На выдохе ребенок сгибается вперед, доставая руками и лбом до пола, на вдохе распрямляется, возвращаясь в исходное положение.
  5. И.п. — то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая кисть поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом — левая кисть вниз, правая вверх.
  6. Упражнение "пловец". И.п. — сидя на коленях и на пятках, спина прямая. Верхняя часть туловища имитирует пловца кролем. Руки поочередно делают "гребки", вдох с поворотом головы на 90%, выдох на три взмаха руками, голова прямо.
  7. Ребенок, сидя в той же позе, разводит руки в стороны, сжимает кисти в кулаки, отведя большой палец. При вдохе большой палец поднимается вверх, при медленном выдохе палец постепенно опускается вниз.
  8. Дыхание только через одну (левую, затем правую) ноздрю.
  9. Сидя с опущенными руками, ребенок делает быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опускает руки вдоль тела ладонями вниз.
  10. Задержка дыхания. Ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание так долго, насколько сможет. На заключительном этапе коррекции дыхательные упражнения выполняются стоя.
  11. Сказкотерапия. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Многие дети переносят стресс настолько тяжело, что замыкаются в себе, отгораживаются от окружающих. Необходимо их разговорить, заставить так или иначе рассказать о том, что произошло. И это можно сделать с помощью сказки.

Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух. Например, проверить отношение ребенка-дошкольника к разводу родителей, можно, рассказывая ему такую сказку: Птенцы.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась, и гнездышко упало вниз. Все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу? Внимательно выслушайте ответы ребенка. Чаще всего дети говорят так: “Птенец тоже летит и садится на какую-нибудь ветку”, “Полетит к маме, потому что он испугался”, “Полетит к папе, потому что он сильней”, “Останется на земле, потому что он не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его”. Признаками скрытой тревожности ребенка являются ответы, подобные следующим: “Птенец не умеет летать, поэтому останется на земле”, “Попытается лететь, но не сумеет”, “Умрет от голода (или от дождя, холода и т. д.”, “О нем все забудут, и кто-нибудь наступит”. В том случае, когда диагностируется потенциальное развитие событий, можно говорить о прогностической функции диагностической сказки. В этих сказках раскрываются суть и особенности будущего жизненного сценария человека.

Терапевтическая сказка – сказка, благодаря которой собственно происходят позитивные изменения в состоянии и поведении ребенка. Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

  • Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.
  • Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
  • Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Психокоррекционные сказки

Ткач Р.М., автор книги «Сказкотерапия детских проблем» считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.
  3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

Педагог-психолог: Диянова Анна Александровна

МБ ДОУ «Детский сад № 250» комбинированного вида

г. Новокузнецк, Кемеровская область

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год