Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Тренинг партнерского общения.
Психология
Автор: Потапова Людмила Александровна   
02.11.2015 09:17

Тренинг партнерского общения.Тренинг партнерского общения.

Цель: совершенствование навыков педагогического общения.

Задачи: 1. Способствовать осознанию психологических барьеров партнерского взаимодействия;

2. Развивать умение преодолевать возникающие психологические барьеры в ситуации межличностного общения.

Оборудование: бумага, цветные карандаши, природный материал, музыка,

буклет «Типы и барьеры партнерского общения».

 

Скачать буклет

Время проведения: 2 часа.

Литература: 1 Т. Л. Бука и др. Психологический тренинг в группе

2. Справочник педагога-психолога № 6, 2013

Правила группы

  1. Говорить и чувствовать здесь и сейчас: все, что чувствуешь ты, все, о чем думаешь, заслуживает внимания, в твоих словах нет ничего «заумного» или «глупого». Это касается слов и чувств и других членов коллектива.
  2. Доверять своим субъективным ощущениям6 они часто более достоверны, чем разумные обдуманные высказывания.
  3. Соблюдать открытость, откровенность.
  4. Слушать других.
  5. Не заставляй других думать как ты: это другой человек – он вправе чувствовать по — другому.
  6. Я – высказывания: говорить только о своих чувствах.

План тренинга:

1. Разминка.

Упражнение «Внимание»

Цель: создание благоприятных условий для работы в группе.

2. Основная часть.

Упр. «Портрет»

Цель: коррекция партнерских взаимоотношений в группе.

Упр. «Дойди до цели»

Цель: отработка возможных стратегий, изменяющих среду взаимодействия.

Упр. «Движение и звук»

Цель: снятие барьеров психологического сопротивления партнерскому взаимодействию

Упр. «Рисунок по кругу»

Цель: способствовать сотрудничеству и взаимопониманию друг с другом.

3. Заключительная часть.

Упр. «Сбрось усталость

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения.

Рефлексия

Цель: получение обратной связи

Ход тренинга:

Межличностные отношения в значительной мере влияют на характер совместной педагогической деятельности педагогов. Лежащие в основе этих отношений симпатия (антипатия), принятие (неприятие), совпадение ценностных ориентации или их расхождение, соответствие или различие когнитивных и в целом индивидуальных стилей деятельности (общения) и многое другое, могут облегчить либо существенно затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.

Что касается педагогического общения, то современная педагогика и практика образования доказали, что эффективная педагогическая деятельность, направленная на успешное воспитание и развитие детей, возможна только на позициях педагогики сотрудничества. Успешность педагогического общения зависит от умения преодолевать психологические барьеры в общении и соблюдения определенных правил общения:

  1. педагогическое общение не терпит суетности и пустозвонства. Слова не должны расходиться с делами;
  2. педагогическое общение – это требовательность к себе и к окружающим во всем, что касается воспитания и развития детей;
  3. лаконичность в делах, поступках, речи; динамизм общения зависят от внутренней собранности личности.

Еще более высокие требования предъявляет к человеку необходимость преодоления психологических барьеров в ситуации межличностного или функционального общения.

Совершенствование психологической культуры и самокоррекции позволяет успешно преодолевать те психологические барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной деятельности.

Упр. «Внимание»

Инструкция: Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу — любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих.

Задача усложняется тем, что ее одновременно стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.

Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих.

В заключение подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры, что им помогло или помешало привлечь внимание других.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло или помешало привлечь внимание других?

Упр. «Портрет»

  1. Представьте свою группу с помощью природного материала. Отберите, что вам необходимо и выложите свою группу на листе бумаги. Связи можно обозначить как с помощью природного материала, так и карандашом (отметить, если затруднения в подборе, значит необходимо более углубленное внимание этому педагогу).
  2. Работа в парах. Первый, не называя членов группы проговорить их особенности, качества, как действует на других, что хотелось бы… (партнер слушает молча, без комментариев и вопросов). Психолог уточняет качества того или иного предмета, как он действует на другой предмет. Потом меняются местами.
  3. Каждый говорит о своей картинке, что на самом деле он представил. Что совпало, что не совпало с рассказом партнера (что будет, если это отодвинуть или передвинуть).
  4. Совместно строится идеальная модель группы на одном листе со своим природным материалом и идет совместное обсуждение выбора размещения предметов (воспитатель стал круглым, как себя чувствуют окружающие…).

Вопросы для обсуждения:

Посмотрите внимательно на совместную модель и проговорите ваши чувства и отношения;

Какие открытия Вы сделали в процессе упражнения?

Упр. «Рисунок по кругу»

Инструкция: сядьте в один общий круг. Возьмите по листу бумаги и напишите свое имя с обратной стороны. Начните рисовать какую-нибудь картину (2-3 минуты). По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину. Педагогам дается возможность порисовать еще 2-3 минуты, после чего они снова передают свои рисунки. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях надо упражнение остановить после 8-10 смен или попросить передавать рисунок через одного. В итоге рисунок возвращается к своему первому автору.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие чувства вызвало изменение авторского рисунка?
  2. Какие изменения вы принимаете, а какие нет?

Упр. «Дойди до цели»

Объявлен конкурс «Лучший воспитатель детского сада». Участие обязательно для каждого педагога. Подумайте, какие трудности или препятствия могут возникнуть… Мы эту ситуацию сейчас обыграем. Выход по желанию. Вышедший педагог выбирает из числа коллег того, кто будет играть роль препятствия или трудности. Задача педагога любым путем дойти до цели. Задача игроков не допустить этого.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства Вы испытывали? Какие усилия прилагали для решения задачи?

Упр. «Движение и звук»

Участники свободно двигаются в помещении, и каждый начинает звучать на свой собственный лад. Затем находят пару и, не переставая «звучать», настраиваются друг на друга. Далее пары объединяются по этому же принципу в группы по 4 человека. В итоге вся группа образует круг и «звучит» без слов.

(По Вадиму Каневскому.)

Вопросы для обсуждения.

1. Как вы взаимодействовали в этой ситуации с самим собой и с другими людьми?

Упр. «Сбрось усталость»

Инструкция: Встаньте, широко расставив ноги, согните их немного в коленях. Согните тело и свободно опустите руки, расправьте пальцы, склоните голову к груди. Слегка покачайтесь в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхните головой, руками, ногами, телом. Вы стряхнули всю усталость, чуть-чуть осталось, повторите еще.

Рефлексия.

Попросить поделиться впечатлениями о прошедшем тренинге.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год