Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.
Психология
Автор: Лободенко Наталья Леонидовна   
02.05.2016 22:06

Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.Сказкотерапия, как усовершенствование эмоционально-волевой сферы детей.

Вспомните, какими мы были детьми: любопытными, наивными, добрыми. Мир казался огромным! Мы верили, что можем летать. Кормили любимых игрушечных зайцев и медвежат, брали их с собой гулять. В пушистые уши шептали им свои маленькие и большие секреты. И точно знали: мишка и заяц никому, никому не выдадут нашу тайну! Даже маме и папе!

Мы жили в большом, волшебном мире. Верили в чудеса. Вы помните, как пытались заглянуть за большое зеркало, в надежде увидеть длинный коридор, по которому можно попасть в Зазеркалье? Или как прятались под одеялом с фонариком и представляли себя королем собственного замка? Мы не видели границы между миром реальным и выдуманным. Жили в двух мирах, который был для нас одним. Вот почему мы верили в сказки. Вот почему старались походить на любимых героев. Именно поэтому сказки для детей могут творить настоящие чудеса! Когда главный персонаж похож на вашего мальчика или девочку, и решает те же проблемы, что и малыш, то через сказку ребенок получает опыт, который поможет ему справиться с трудностями в жизни. Сказка как вид работы с детской психикой и ее врачевания тем и хороша – обращаясь напрямую к нашим самым глубинным слоям психики, она минует все то, что мешает изменить себя к лучшему — сознательные запреты, сопротивление урокам, преподанным навязчиво или декларативно, негативной оценке себя, неверию в свой успех и т.д.

Итак, сказка:

  • расширяет багаж знаний об окружающем мире, о других и о себе
  • транслирует моральные и нравственные законы
  • помогает осознавать причинно-следственные связи событий
  • показывает, сколь велик человеческий потенциал и сколь богат мир своими возможностями
  • учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем.

Сказка помогает объяснить малышу трудную ситуацию в семье: разводы, конфликты, пьющих родителей и т.д. Решить “проблему общения”: не жадничать, не бить других ребят, не стесняться незнакомых людей и т.д. Убедиться в своих силах, не бояться нового, перестать упрямиться и даже помочь выздороветь!

В общем, самый настоящий кладезь сокровищ для детской души.

Сказки, которые я использую в своей работе – не просто сказки, в них нет рискованных, захватывающих приключений, но они способны передавать детям глубинные законы бытия и вносить покой в их души!

В зависимости от целей, поставленных мною в процессе работы с детьми, я подразделяю сказки на три категории.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас».

Такие сказки я применяю для развития различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной) и кинестетической (ощущения от движений). Такие сказки имеют медитативный характер и способствуют стабилизации психических процессов, успокоению и расслаблению. Принцип построения сказок очень прост: «Мы переносимся с вами в удивительную Сказочную страну…». Темы сказок либо совпадают с тематическими занятиями в группах, либо являются самостоятельной темой занятий с детьми. Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание, а при систематических занятиях учат ребят осознавать свои ощущения, мысли и эмоции. Такие сказки можно сочинить вместе с детьми, записать, оформить их рисунками детей и пополнить «книжкой» библиотеку группы. Дети чаще выбирают «нашу» сказку для работы, веря в то, что она действительно сотворит чудо. Они перестают капризничать, начинают верить в себя и свои силы!

2. Сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Подобные сказки я применяю в работе с детьми из семей, в которых существует дефицит эмоционального комфорта, поддержки и тепла. Дети из таких семей часто становятся озлобленными, «ершистыми», т.е. проблемными… А позитивные образы медититативных сказок, проникая в бессознательное, формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Очень часто, рассказывая такие сказки, я подкрепляю их работой в песочнице. Песочная терапия предполагает работу с чувствами ребенка, дает возможность проанализировать многие стратегии его поведения, открывает доступ к зажатым состояниям, актуализирует творчество и исследовательский интерес. Песочная терапия, основанная на рассказывании сказки, отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Для ребенка зрительный образ является очень важным, поэтому создавая в песочнице альтернативные отношения между собой и взрослым, он получает потенциальную возможность построить в будущем такие отношения, у него создается позитивный образ семьи и собственной нужности и важности.

3. Сказки, направленные на раскрытие изначального потенциала личности, ее самооценки, а также на исследование различных явлений нашей жизни.

Человек есть частица мира. И чем интенсивнее, разнообразнее его связь с окружающим миром, тем полнее реализация всех возможностей человека. Мир не стоит на месте, он постоянно изменяется. И знакомство с окружающим миром предполагает постоянный поиск новых приспособительных реакций. Познание всегда эмоционально, а фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его. Дети воспринимают все происходящее в сказке как реальность. Это требует их внутренний мир. На первый взгляд, сказкотерапия невидима и незаметна, но именно с помощью таких занятий можно увлечь и рассказать о совсем, казалось бы, неинтересных вещах. Например: сказка об электроприборах — «Электроприборы, веник и крыса Лариска», сказка об обуви — «Сказка о башмачках», или сказка о том, как дикие животные стали домашними «Кот, который гулял сам по себе».

Занятия с детьми с применением сказкотерапии восполняет пробел в работе по усовершенствованию эмоционально-волевой сферы детей. Особенно это важно для воспитанников логопедических групп. Используя сказку в процессе занятия, включающую в себя игры и упражнения, направленные на двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей.

Путешествуя по сказкам, дети пробуждают свою фантазию и образное мышление, освобождаются от стереотипов и шаблонов, дают простор своему творчеству.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год