Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми
Психология
Автор: Елена Курдюкова   
26.05.2014 01:10

	Сказкотерапия как метод психологической работы с детьмиВ последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения – сказки.
Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без сказки. Их можно смело брать за основу психопрофилактических, коррекционно-развивающих и психотерапевтических занятий. Знакомясь со сказками, с программами, мы видим, что основная психологическая (или философская, быть может?) работа происходит на ценностном уровне. Это отличительная особенность сказкотерапевтической методологии. Сказки являются посредниками между нашим внутренним миром и душами воспитанников.
Этот метод библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками, младшими и старшими школьниками, имеющими проблемы в развитии.
Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с такими проблемами, как:
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками, учителями, родителями).
Это естественные для каждого ребёнка конфликты, противоречия, обиды.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, досаждающий окружающим и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок, кажущийся слабым и «забитым».
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни – всё в порядке. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все силы ребёнка, - тогда требуется помощь. Ещё надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся – то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своём страхе.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Каждый возраст приносит ребёнку новые и новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться самому, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу – и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учёбой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. Всё это связано с многочисленными трудностями, в преодолении которых нам может помочь сказкотерапия
Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и младшего школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребёнка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать.
В мире фантазий и волшебства ребёнок чувствует себя «как рыба в воде», но из него он с лёгкостью берёт информацию для жизни в реальном мире. Фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят реальной жизни, просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сёстрами. «Мальчик -с- пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где всё подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребёнку, что мир – очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребёнку, что если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Как в младшем, так и в более старшем школьном возрасте сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она даёт возможность ребёнку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребёнок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
В последующей работе при создании продуктов деятельности (важный закрепляющий фактор, а также расслабляющий и успокаивающий ребёнка, снимающий напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы, приём) в процессе арт-терапии лежит система побуждений, где основным является:
-выражение ребёнком своих чувств, переживаний во внешней форме;
-стремление понять и разобраться в том, что происходит в своём внутреннем мире;
-удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности;
-познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок).
Сказкотерапия, как и другие виды арттерапевтической помощи, предоставляет детям возможность для самовыражения, самопознания и позволяет личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Сказки и притчи выглядят простыми и легко объяснимыми, но, вместе с тем, в них заключена огромная сила воздействия. Только нужно помнить о том, что у каждого СВОЙ ТЕМП. И нередко быстрых результатов ожидать нельзя. Но, с другой стороны, бывают и чудеса…

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год