Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»
Психология
Автор: Монахова Полина Владимировна   
24.01.2019 02:39

«Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»«Метод сказкотерапии и особенности его использования в работе с детьми разного возраста»

Сказкотерапия – это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке. В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.

В последнее время психологи все чаще используют терапевтические сказки-метафоры для решения психологических проблем детей. Иногда такие сказки напоминают народные или известные авторские сказки, а иногда не имеют никакой литературной ценности, и человеку, не посвященному в процесс психотерапии, кажутся невнятными и малосодержательными. Но независимо от особенностей содержания терапевтическая сказка всегда направлена на то, чтобы помочь ребенку упорядочить его внутренний мир, узнать нечто новое и осуществить желаемые изменения.

 

Сказки всегда были самым эффективным средством общения с детьми. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Слушая эти сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира.

Сказки являются проблемно-ориентированными, то есть, предназначены для решения какой-либо одной проблемы или нескольких сразу. Такие сказки – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.

В сказочных историях можно выделить 4 группы тем, которые они поднимают.

  1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями). Это естественные для каждого ребенка конфликты, противоречия, обиды, возникающие в детском саду, в школе, дома и на улице.
  2. Переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так». Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное.
  3. Страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь важно не то, чего ребенок боится, а то, как он боится. Если страх «тормозит» развитие, концентрируя на себе все внимание ребенка, — тогда требуется помощь. Еще надо понимать, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся-то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своем страхе.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Каждый возраст приносит ребенку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребенок идет в школу – и сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток же, встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  • осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
  • понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
  • познание разных стилей мироощущения;
  • осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
  • внутреннее ощущение силы и гармонии.

Психосказки и дидактические сказки

Сходство психосказок с дидактическими сказками заключается в том, что:

  • 1) форма сказки нужна для преподнесения некоторых новых знаний;
  • 2) используется тот же прием одушевления абстрактных символов и создается образ сказочного мира, в котором они живут;
  • 3) оба вида сказок раскрывают смысл и важность определенных знаний.

Различия между ними определяются следующими моментами:

  • 1) если в дидактических сказках «упаковывается» учебный материал, связанный с объектами внешнего мира, то психосказки являются носителями материала о внутреннем мире человека – его душе, психике, и этот материал может быть как учебным (например, при изучении «Психологической азбуки»), так и личностно развивающим;
  • 2) в дидактических сказках одушевляются абстрактные символы «внешнего» для ребенка характера (цифры, звуки, буквы, арифметические действия и т.п.), в психосказках – абстрактные символы, обозначающие «внутренние» психические феномены (мышление, память, способности, переживания и т.д.);
  • 3) дидактические сказки практически всегда содержат определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок, а для психосказок это не является обязательным.

Психосказки и психокоррекционные сказки

Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

Согласно Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; при этом под коррекцией она понимает «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Такая трактовка понятия психокоррекции представляется не вполне справедливой, поскольку изменение поведения выступает целью ряда бихевиористски ориентированных направлений психотерапии (именно поэтому такие сказки на Западе носят название психотерапевтических историй), а значит, стирается грань между терапией и коррекцией, теряется основание для выделения психокоррекционных сказок в отдельную группу. Однако если принять несколько иное понимание психокоррекции – как психологического воздействия на отдельные структуры психики с целью позитивного изменения, – то такой вид сказок, как психокоррекционные, обретает право на существование. Под целями таких сказок подразумевается продуктивное влияние на решение детьми и подростками психологических проблем, одним из последствий которого должно стать изменение поведения.

Сходство психосказок с психокоррекционными сказками можно найти в следующем:

  • 1) и в том, и в другом случае события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей;
  • 2) ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики;
  • 3) альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в них новые смыслы.

Различия между этими типами сказок могут быть обнаружены в:

  • 1) отсутствии в психосказках прямой аналогии между жизнью ребенка и сказочного героя в силу большей обобщенности сюжета;
  • 2) разной целевой ориентации: у психосказки – на личностное развитие путем осознания своих особенностей, у психокоррекционной сказки – на изменение психических структур ребенка в сторону, желательную для психолога;
  • 3) более объемной области предполагаемых изменений ребенка в результате воздействия психосказки – не только в конкретных поведенческих проявлениях, как в случае психокоррекционных сказок, но и в изменении смыслов и ценностей.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо в таких случаях.

  1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
  2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.
  3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
  4. Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
  5. У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.

Психосказки и психотерапевтические сказки

Сходство этих двух видов сказок, пожалуй, более значительно, чем различие. Его можно увидеть при анализе следующих моментов:

  • 1) обращение к глубинному «Я» ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям;
  • 2) стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости – в изменении этого отношения;
  • 3) оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой.

Различия психологических и психотерапевтических сказок имеют, по-видимому, не принципиальный характер и заключаются в следующем:

  • 1) психологические сказки не являются прямой аналогией индивидуальных эгопроцессов конкретного человека (разумеется, если не брать во внимание неизбежные проекции самого автора), а для многих психотерапевтических сказок это очень важно;
  • 2) психологические сказки в большей степени ориентированы на задачи улучшения качества обычной жизни ребенка и его развитие по сравнению с психотерапевтическими, особенно нужными именно в ситуации жизненных трудностей;
  • 3) психологические сказки, как правило, пишутся автором-психологом, а психотерапевтические часто создаются самим клиентом.

Одну из психологических сказок, которые по своему потенциалу сопоставимы с психотерапевтическими, написала А.Попова – замечательнейший психолог, один из создателей и разработчиков программы «Психологическая азбука».

Психосказки и медитативные сказки

Сходство психологических и медитативных сказок заключается прежде всего в том, что:

  • 1) и в тех, и в других происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов человека;
  • 2) эти сказки необходимо читать и слушать не походя, не между делом, а в специально созданных условиях;
  • 3) и те, и другие сказки содержат в себе позитивные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному.

Психологические сказки при этом могут быть медитативными (их также стоит слушать под музыку, закрыв глаза и погружаясь в состояние релаксации), а могут и не быть таковыми. В последнем случае легко обнаружить различия между этими типами сказок:

  • 1) в медитативных сказках отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи, а в психосказках они вполне возможны;
  • 2) достижение релаксационного состояния при слушании психологических сказок, в отличие от медитативных, не является обязательным, напротив, психосказки могут иметь мобилизующий характер;
  • 3) медитативные сказки могут иметь своим материалом не только явления внутреннего мира человека, как психосказки, но и образцы внешних для него отношений между людьми.

Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и учителем, учеником и учебными предметами, мужчиной и женщиной. Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.

Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам, которые имеют негативный социальный опыт. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла.

Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает, что их вообще не существует. Знание о том, «как может быть», дает ребенку веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения.

Для подростков и взрослых особенно важны когнитивный и творческий аспекты сказкотерапии. Анализ сказок (когнитивный аспект) позволит изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями. Сочинение, рисование, изготовление кукол, драматизации сказок (творческий аспект) позволят высвободить творческую энергию воображения. Все это силы, которые помогут подростку и взрослому конструктивно изменять свою жизнь.

К сказкотерапии очень подходят проективные тесты, например, рисуночные или психодраматические ситуации.

Групповая работа с использованием терапевтических метафор. Организация работы здесь предельно проста и строится по триаде «рассказ-рисунок-драматизация». Необходимо, чтобы у детей в группе были равные возможности рассказать о своем рисунке, выразить отношение или принять участие в игре. Если вы ставите сказку — имейте в виду, что каждый желающий должен получить возможность побыть ее главным героем.

Функции и психологические механизмы воздействия сказкой

Проанализировав содержание русских волшебных сказок, П.И. Яничев (1999) выделил психологическую триаду тенденций, или потребностей, которые актуализируются, закрепляются и в определенной степени удовлетворяются при восприятии и усвоении сказки. Эта триада включает в себя потребность в автономности (независимости), потребность в компетентности (силе, всемогуществе) и потребность в активности.

Это становится возможным при учете следующих психологических механизмов воздействия сказок.

Во-первых, волшебные сказки есть символическое отражение древних ритуалов, важнейшим из которых для сказок выступила инициация. Преодолевая разнообразные трудности, герой получает возможность изменения — перехода на иной качественный уровень. По сути дела, он преобразуется во взрослого человека. Лишь достижение героем иного облика (иногда в прямом смысле — «краше прежнего») дарует сказке счастливый финал.

Во-вторых, сказки описывают глубинный опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Это может быть непосредственный телесный опыт, связанный с прохождением психофизиологических кризисов. Воздействуя на бессознательном уровне, сказки включают адекватные механизмы защиты Я, в частности адаптационные механизмы, помогающие преодолеть стресс.

В-третьих, воспроизводя кризисные жизненные ситуации, сказка учит ребенка продуктивно переживать страх и обращаться со страхом, направляя, проецируя его в конкретные сказочные образы. Это позволяет поддерживать необходимую дистанцию по отношению к негативным эмоциям и сохранять психическую целостность (Я. Л. Обухов, 1997).

В-четвертых, образы сказки не только проецируются на реальную жизненную ситуацию слушателя и воспроизводят в метафорической форме моральные нормы и принципы взаимоотношений между людьми, но и включают глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов (Е. Ю. Петрова, 1999).

В-пятых, сказка лишь тогда воздействует на человека, когда возникает сходство между семантическим пространством его души и семантическим пространством сказки.

И, наконец, в-шестых, при оценке силы воздействия сказки на слушателя не следует забывать о ее эстетической, художественной стороне. Особенно это касается авторских сказок (народные при внешней скудости используемых эстетических средств потрясающе отшлифованы столетиями использования).

Список использованной литературы.

  1. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Ось-89, 2003
  2. Гнездилов А.в. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. – СПб., 2003
  3. Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. – 7-е изд. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2010. – 175 с.
  4. Пономарева В. И. Там, на неведомых дорожках…Из практики сказкотерапии. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 244 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год