Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семинар – практикум для родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»
Психология
Автор: Марина Корнильева   
17.05.2014 19:35

Семинар – практикум для  родителей. «Причины негармоничного личностного развития ребенка» «Агрессия»Цель – Познакомить родителей с характерными причинами негармоничного личностного развития ребенка
Задачи:
Представить родителям виды агрессии, причины возникновения, этапы формирования.
Познакомить родителей с  основными эмоциями, их физиологией.
Познакомить родителей в с системой коррекционной работы с агрессивными детьми.
Дать практические рекомендации для родителей. детей с агрессивным поведением.
Форма работы: групповая
Длительность мероприятия: 40 минут
Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, экран, презентация «Агрессия»
Ход мероприятия:
Ход мероприятия:
1 часть. Теоретическая

Скачать презентацию

Лекция «Детская агрессия» (приложение)
2 часть. Практическая.
Анкетирование родителей. 
Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»
Упражнение “Ситуации”
Участники вспоминают наиболее распространенные  проблемные ситуации, возникающие в общении,                                                                             .                                                                                                  А теперь мы с вами попробуем понять и узнать, как правильно реагировать в таких ситуациях. В процессе общения с детьми необходимо установить личностный контакт. Результат неправильного общения с ребенком – агрессивные дети. Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Причины нарушений поведения ребенка:                                                                                       
    Борьба за внимание.
    Борьба за самоутверждение.
    Желание отомстить.
    Потеря веры в собственный успех.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли.
Способ “помогающего слушания” называют “активным слушанием”. 
Активно слушать ребенка – значит “возвращать” ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. 
Больше я туда не пойду!
Ты огорчен и больше не хочешь ходить в садик
Вместо: Как это ты не пойдешь в садик? Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Ребенок не замыкается в себе, не кричит, а идет на дальнейший разговор, осознавая, что его понимают.
Правила активного слушания:
Во-первых, повернитесь к ребенку лицом, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
Во-вторых, ваши ответы должны звучать в утвердительной форме.
В-третьих, повторить, что случилось с ребенком и обозначить его чувство.
В-четвертых, “держать паузу” после каждой реплики. А теперь мы с вами потренируемся в соблюдении данных правил на примерах:
Групповая работа
Активное слушание может дать следующие результаты:
Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Когда вы говорите с ребенком, сообщайте ему и о своих чувствах. Но говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Тон, в котором сообщаете требования или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Помните:
Дети думают о нас, хотят, чтобы мы изменились к лучшему, стремятся нам в этом помочь.
Мы порой недооцениваем их дружеских стремлений, а зря!
Упражнение “Активное слушание”
Ведущий: Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.Распределите между собой роли: один из вас будет "говорящим", а другой - "слушающим".Задание будет состоять из нескольких шагов (этапов). Каждый шаг (этап) рассчитан на определенное время, но вам не надо следить за временем. Я буду говорить, что надо делать и когда надо завершить выполнение задания. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется "слушающий". "Говорящий" может пока отложить их в сторону.Итак, "говорящий" в течение 5 минут рассказывает "слушающему" о своих трудностях, проблемах в общении. Особое внимание при этом он обращает на те качества, которые порождают эти трудности. "Слушающий" соблюдает правила хорошего слушания и тем самым помогает "говорящему" рассказывать о себе.
Через 5 минут ведущий останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.
Во второй части упражнения участники меняются ролями: тот, кто был “слушающим”, становится “говорящим” и наоборот.
Вопросы для обсуждения:
Как вам удавалось выполнять предложенные правила, какие правила было легче выполнять, какие сложнее?
О чем вам было легче говорить – о своих трудностях и проблемах в общении или о сильных сторонах?
Какое впечатление произвела на вас та часть упражнения, когда вы были "говорящим", какое влияние на вас оказывали различные действия "слушающего", как они вами воспринимались? и т.д.
Рефлексия.
Идет обсуждение занятия, подводятся итоги. Участниками делятся мнениями, чувствами, высказывают свои предложения ведущему.

Приложение 1.
Лекция для родителей «Детская агрессия»

Агрессию, хотя бы раз в жизни испытывал каждый
Агрессия как ответное действие в момент опасности, как защита от внешней агрессии, как средство самозащиты - явление совершенно нормальное и здоровое.
Подавлять агрессию у ребенка нельзя - запрет на проявление агрессии или силовое подавление ее часто может привести к аутоагрессии  - вред будет наноситься самому себе, например трихотилламия) или перейдет в психосоматическое расстройство (астма, артрит).
Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не причиняя вреда другим людям.
Эмоции
Агрессия не обходится без эмоций гнева, раздражения - это вторичные, производные эмоции. Первичные, страдательные эмоции - страх, чувство ненужности, чувство отвержения,   ребенку показать более сложно чем вторичные. Страдательные эмоции появляются как следствие неудовлетворенной потребности – быть принятым, быть понятым, быть услышанным (быть любимым)
Физиология эмоций.
Эмоции управляют деятельностью всех систем организма посредством управляющих команд выброс в кровь гормонов: адреналин, серотонин, норадреналин. Наши эмоции, наше умонастроение регулирует состав крови,  меняется состав крови, этот факт можно исследовать в лаборатории
Испугались – адреналин пошел
Влюбились –эндогенные морфины, самонаркотизация.
Изменяется состав крови: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление, краснеет или бледнеет кожа. Эмоции регулируются лимбической системой: гипоталамус - передневентральное ядро таламуса, поясная извилина - гиппокамп - мамиллярные ядра гипоталамуса.
Виды агрессии.
Ситуативная  или защитная агрессия - в незнакомой для ребенка обстановке агрессия провоцируется чувством страха, беспомощности и  недоверия к окружающему миру.
Личностными чертами таких детей являются:
- высокая тревожность,
- неуверенность в собственных силах
- эмоциональное напряжение,
- склонность к возбуждению и импульсивному поведению.
- слабый контроль своих действий
Инструментальная или целевая агрессия
Совершается : как заранее спланированное действие, как средство достижения какой-либо конкретной цели - получения нужного предмета, ведущей роли в игре или выигрыша у своих партнеров.                                                            Удовольствие такие дети  испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. Они всегда стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других.                               
Личностными чертами таких детей являются:
- высокий уровень интеллекта (как общего, так и социального)
- хорошие организаторские способности
- высокий статус в группе, лидерские качества.
Такой ребенок всегда выкрутиться, если что – то натворил: "Он первый начал", "Он сам лезет, я не виноват". 
Демонстративная агрессия
Носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер, у ребенка главная цель - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Такие дети - кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Их поведение направлено на получение внимания. Они активно стремятся к контактам со сверстниками, а, добившись их внимания, быстро успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия.                                                           Эти дети обычно отстают от сверстников в общем психическом развитии. Так как  других способов получения внимания и уважения они пока не знают, поэтому в качестве средства самоутверждения и самовыражения они использует агрессивные действия.
Личностными чертами таких детей являются:
- низкий уровень интеллекта - и общего, и социального
- неразвитая произвольность
- низкий уровень игровой деятельности.
Целенаправленно-враждебный тип
Дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели - ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.
Личностными чертами таких детей являются:
- высокая тревожность,
- эмоциональное напряжение,
- склонность к возбуждению и импульсивному поведению.
- содержание их игр часто носит агрессивный характер - все дерутся,
мучают или убивают друг друга.
Дети, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели, обладают более высоким интеллектом и определенными организаторскими способностями поэтому они имеют среди сверстников высокий статус.
Этапы формирования агрессии
Первые проявления агрессивности видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие рядом предметы. Ребенок использует эти действия как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.
Все  зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания.
Обе эти дороги приведут к одному результату - ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.
Типы воспитания, способствующие формированию детской агрессивности:
Чрезмерно заботливые родители.       
При малейшем промедлении в выполнении желаний, ребенок начинает кричать, топать ногами и получает желаемое.                               
Привыкнув, с помощью агрессии добиваться нужного результата, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. Такое поведение сначала формируется дома, затем оно переносится в детский сад, двор, дачу и пр.                                               
По мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности.                                                    
В характере такого взрослого обязательно будут отчетливо видны эгоцентризм, истероидные и возбудимые черты

Эмоционально холодные, пренебрежительно или негативно относящиеся к ребенку родители.

Демонстрация агрессивного поведения – это крик о помощи. Проявление агрессивности дает ребенку возможность хоть какой-то эмоциональной разрядки и заставляет родителей обратить на него внимание.
Альтернативный вариант развития   при отвержении родителями - замкнутый, очень тревожный, безынициативный ребенок, готовый подчиняться всем и каждому.


Коррекционная работа должна вестись параллельно с работой родителей.                                    Перед началом работы родителям и педагогу необходимо сделать несколько шагов:
Рекомендации
    Старайтесь понять характер детской агрессивности.
    Помогайте агрессивным детям адекватно оценивать эмоциональное состояние жертвы.
    Чаще разговаривайте с агрессивным ребенком о его собственных эмоциональных состояниях.
    Спрашивайте агрессивного ребенка, в каких случаях он чаще становится сердитым, теряет над собой контроль.
    Объясняйте агрессивному ребенку, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться, обратить на себя внимание среди других людей.
 Объясняйте агрессивному ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.                                                                      Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности.
Советы родителям
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.                                                                          Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.
    Слушайте своего ребенка.
    Проводите вместе с ним как можно больше времени.
    Делитесь с ним своим опытом.
    Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.
    Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.
    Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или отмените совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).
    Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
    Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
    Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
    Для того чтобы устранить нежелательные вспышки агрессии у ребенка, родителям стоит уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Агрессия у ребенка - выражение своих чувств
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.
Задача родителей — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно обсудить с малышом наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет.
Предложите малышу конфликтную ситуацию из любой знакомой сказки, к примеру, про двух упрямых медвежат, и дайте возможность высказать свой вариант выхода из конфликта. Обсудите возможные неагрессивные выходы из конфликта.
Научите ребенка в момент агрессии расслабляться и улыбаться
Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Для таких деток будут полезны любые расслабляющие упражнения.

Чтобы приучить ребенка в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти, а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения. Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Другая игра — «Улыбка» — способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее.
В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

Приложение 2.

Анкета
Критерии агрессивности у ребенка
1.       Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2.       Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3.       Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4.       Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5.       Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6.       Иногда он настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7.       Он не прочь подразнить животных.
8.       Переспорить его трудно.
9.       Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшутил.
10.   Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11.   В ответ на обычное распоряжение стремится сделать все наоборот.
12.   Часто не по возрасту ворчлив.
13.   Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14.   Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15.   Неудачи у него вызывают серьезное раздражение.
16.   Легко ссорится, вступает в драку.
17.   Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18.   У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19.   Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20.   Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.


Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
15-20 баллов – высокая агрессивность.
7-14 баллов – средняя агрессивность.
1-6 баллов – низкая агрессивность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год