Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Арт-терапия — исцеление искусством
Психология
Автор: Елена Батищева   
06.06.2015 09:50

Арт-терапия — исцеление искусствомАрт-терапия — исцеление искусством

В последние годы в медицинских, образовательных и социальных учреждениях разных стран, в том числе в России, всё более активно применяется такой инновационный здоровье сберегающий подход, как арт-терапия. Арт-терапия как самостоятельный метод начала своё существование относительно недавно. Австрийские художники и педагоги, такие как Флоренс Кейн, Маргарет Назмбург и Генри Шефер-Зиммерн в начале XX века начали объединять собственные концепции с элементами психоанализа и применять на практике определённые методы исцеления искусством, что со временем получило название арт-терапии.

 

Сейчас арт-терапия одинаково востребована как в школьных так и дошкольных учреждениях. Зачастую эта актуальность обусловлена несколько желанием проявлять творческую активность, хотя и это очень важно, сколько получением некоего освобождения, успокоения, исцеления через искусство. Эдит Крамер известный педагог и арт-терапевт пишет: «Сегодня невозможно самостоятельно формировать окружающую человека обстановку. Я считаю, что именно этот дефицит породил скрытый голод, ощущение пустоты и страх потери идентичности, и это в свою очередь, привело к тому, что люди стремятся приблизиться к искусству, приобрести творческий опыт там где это возможно. Материнская забота и врачевание — наверное, эти качества и несёт в себе арт-терапия».

Печально известная история о маленьких узниках Терезина этому яркий пример. Известная австрийская художница и педагог Фридл Дикер оказалась вместе с сотнями дргугих евреев в концлагере. Там в жесточайших условиях, среди удушающего страха, повседневной жестокости, она занималась рисованием с детьми концлагеря, до последнего дня своей жизни помогая им через искусство примириться с неизбежной реальностью смерти. Работы, оставшиеся после терезинских детей, поражают своей витальностью, ощущением свободы, жизнестойкости и свидетельствуют о душевном здоровье. Рисунки этих детей подтверждают тот факт, что творчество сохраняет и поддерживает способность к развитию даже в самых тяжёлых обстоятельствах.

Флоренс Кейн одна из первых разработала эффективные приёмы преодоления зажатости и стереотипного мышления. Она строила свои занятия так, чтобы детям не нужно было ничего планировать и придумывать заранее, что способствовало снятию психологической блокады. Именно она является автором известного и часто применяемого упражнения каракули.

Упражнение «Каракули»

На первом этапе ребёнку предлагается нарисовать, то, что ему захочется реальный или абстрактный предмет в воздухе. При этом в «рисовании» может участвовать всё тело, не только руки, но и ноги, голова, туловище. Таким образом достигается состояние определённой свободы, развивается кинестетическое воображение. После можно предложить «нарисовать» пальцем или всей ладонью то, что получилось на спине своего соседа. Это помогает развивать тактильную чувствительность, эмпатию, снимает напряжение и эмоциональные барьеры. Затем предлагается рисовать каракули на большом листе бумаге с закрытыми глазами. При этом важно следить за дыханием оно должно быть спокойным, ровным и глубоким. Получившиеся каракули ребёнок рассматривает со всех сторон переворачивая лист до тех пор пока не увидит в них реальные предметы и образы. После этого стираются все лишние линии и увиденный образ доводиться до завершения. Довести образ до конца очень важно, так как то, что не обрело форму деморализует, питает страхи и не способствует чувству освобождения которое так важно в арт-терапии.

Ни для кого не секрет, что количество эмоционально, интеллектуально, и к сожалению психически не благополучных детей растёт в детских садах, и, следовательно, школах. Зачастую многие педагогические и психологические приёмы оказываются неэффективными, бессильными перед той или иной проблемой дисгармоничного развития ребёнка. Тогда как арт-терапевтические техники благодаря своему многообразию, обилию использования различных форм, средств художественной выразительности, чувству безопасности и отсутствия директивности которое они дают, воспринимаются, как правило, лучше детьми и, следовательно, результативность их выше. Приведу пример ещё одного арт-терапевтического упражнения направленного на развитие творческой спонтанности, развитию рефлексии и внутренней осознанности. Данное упражнение прекрасно подойдёт как детям начиная с двухлетнего возраста так и взрослым.

Упражнение «палитра настроения»

Необходимое оборудование: одноразовая детская пелёнка, скотч цветной одноразовые шприцы, пипетки, резиновые груши.

Инструкция:

Перед тобой необычное полотно для рисования — одноразовая пелёнка. Наше тело, наш разум так же как эта пелёнка впитывает различные эмоции. Некоторые из них приносят пользу, здоровье, а некоторые, такие например, как обида или гнев, разрушают нас. Попробуй сейчас в полной тишине с помощью воды и красок создать картину своего настроения. Какого цвета те эмоции которые ты сейчас испытываешь? Ты можеш сам решать какой цвет придать каждой эмоции сделать тот или иной цвет ярче или бледнее. Затем придумай название получившейся картине и оформи её в цветную рамку.

Данное упражнение хорошо подходит как гиперактивным, лёгко возбудимыми, двигательно расторможенными детям, так и с тревожным, агрессивным, застенчивым, а также детям с нарушенным интеллектуальным или речевым развитием. Это упражнение помогает настроиться на себя, свои эмоции, учиться осознавать и рефлексировать то, что происходит с нами здесь и сейчас, придавать необъяснимым вещам какую-то форму, цвет, интенсивность, может даже запах, благодаря чему повышается уровень самоконтроля у дезориентированных детей, рефлексия у детей с трудностями в осознании своих поступков (агрессивные, гиперактивные дети), чувство контроля, успокоение у тревожных, невротичных детей.

Также благодаря нетрадиционной технике рисования эта техника служит и прекрасным средством для развития моторики руки.

Это упражнение можно выполнять всей семьей, из разных кусочков склеить одну общую работу, дать ей название, пофантазировать и получить радость от совместного творчества. Такие совместные занятия объединяют, помогают лучше чувствовать друг друга.

Таким образом выполняя с ребёнком эти незамысловатые упражнения вы сможете не только сблизиться, но и помочь своему ребёнку отреагировать подавленные чувства, внутренние конфликты, развить чувство рефлексии и помочь укрепить его внутренние ресурсы.

Батищева Е.Я педагог-психолог д/с № 158 г. Тюмени

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год