Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
Психология
Автор: Лободенко Наталья Леонидовна   
12.09.2016 20:27

«ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.«ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Ребенок в человека вырастает не сам, ребенка человеком делают родители. Он рождается без опыта текущей жизни, чистый носитель ин-формации, который только начинает записывать и объяснять себе все про-исходящее вокруг. И именно родители (воспитатели) являются первыми людьми, которых фиксирует маленький человек, и именно они остаются наиболее важными людьми для ребенка на всю оставшуюся жизнь.

Родители навсегда остаются в сознании ребенка, а затем и взрослого, в виде картинок и в виде моделей поведения. В виде отношения, как к себе, так и к другим, в виде усвоенных с детства навыков поведения в определенных ситуациях. Как целенаправленная деятельность, воспитание вторично. Среди родителей осознанных воспитателей — немного, осознанно воспитывают детей — единицы. Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично — это родители и дети, какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними.

 

Работая психологом в детском саду, основной своей задачей я ставлю задачу донесения до родителей и воспитателей информации о том, что в первую очередь они являются важным источником «хорошего» или «плохого» поведения детей. Рассмотрим этот вопрос подробней.

На основе теории и практики транзактного анализа Памела Левин разработала концепцию возрастных стадий развития, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи своего развития, подготавливая переход к следующей стадии.

  1. Стадия существования (от 0 до 6 месяцев);
  2. Стадия действий (от 6 до 18 месяцев);
  3. Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет);
  4. Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет);
  5. Стадия структуры (от 6 до 12 лет);
  6. Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет).

Как мы видим четыре стадии развития приходятся на время, которое ребенок проводит в детском саду. Т.е. осознанное или неосознанное влияние родителей и воспитателей в данный период является определяющим в воспитании ребенка и влияет на качество всей его последующей жизни, это отражено в психологической концепции "сценария" жизни, разработанной в теории транзактного анализа. Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Но ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии.

На этих стадиях (от 0 до 6 лет) ребенок принимает для себя ряд определенных решений, таких как: жить, процветать, доверять людям и своим ощущениям при исследовании окружающего мира, а когда необходимо — звать на помощь, ожидая, что его потребности будут удовлетворены. Учиться думать и решать проблемы самостоятельно, при этом получать удовольствие от процесса, выражать свои чувства и справляться с ними. Проходя данные стадии развития, ребенок учиться, при правильной поддержке со стороны взрослых, устанавливать идентичность собственной личности и необходимым навыкам и ролям в обществе. Проживая эти стадии, ребенок ожидает от значимых взрослых поддержки и понимания, желает слышать определенные слова и ощущать определенные чувства, видеть конкретные действия со стороны взрослых.

Взрослым, в первую очередь, для обучения «полезному» поведению необходимо заботиться о себе и разрешать собственные проблемы, возникающие на той стадии, которую в данный момент проходит его ребенок.

На всех стадиях развития, независимо от возраста, значимым взрослым

необходимо создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту своему ребенку.

Предлагаю вам список жизненно важных навыков для поддержания детей в выполнении задач развития, в результате применения которых улучшится психологический климат в семье и в воспитательном учреждении. Будет сформирована мотивация на успех и самоуважение у детей и их родителей.

  • Обеспечивать любящую, последовательную заботу для ребенка и реагировать на его потребности.
  • Защищать его от повреждений при ознакомлении с разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)
  • Реагировать, когда ребенок затевает игру. Помогать ему переходить от одного занятия к другому.
  • Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения.
  • Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”. Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”
  • Много разговаривать с ребенком, говорить как что называется. Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д. Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией. Говорить по два “да” на каждое “нет”. Отвечать на вопросы.
  • Воздерживаться прерывать его, когда это возможно.
  • Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением. Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань).
  • Радоваться способности детей думать. Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка. Поощрять причинно-следственное мышление.
  • Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства. Учить, как выражать чувства иначе, чем ударив кого-либо или что-либо. Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью.
  • Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей. Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением. Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват.
  • Относиться к ребенку как к “удивительному”.
  • Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств.
  • Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши. Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками. Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию.
  • Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка. Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности. Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает.
  • Хвалить за хорошее поведение
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год