Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Активизация речи у детей-мигрантов в процессе работы с пластическими материалами.
Развитие речи у детей
Автор: Гусева Валентина Ивановна   
18.09.2014 21:11

Активизация речи у детей-мигрантов в процессе работы с пластическими  материалами.АКТИВИЗАЦИЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ И ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ, В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ
Миграционные процессы, происходящие в стране, способствовали распространению в образовательных учреждениях совместному обучению русскоязычных детей и детей, у которых родной язык не русский. Всех детей-мигрантов разделяют на две группы: дети-билингвы и дети - инофоны.
Дети - билингвы – это дети, в семьях которых говорят как на своем родном языке, так и на русском языке. Многие из них никогда не были на своей исторической родине. Родители таких детей, их дедушки и бабушки всегда жили на территории России. Для билингвов русский язык является почти родным. Как правило, они коммуникабельны, практически свободно говорят по-русски.
Дети - инофоны – это дети, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Они владеют иными фоновыми знаниями, а русским языком владеют лишь на пороговом (бытовом) уровне. Дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В образовательном учреждении эти дети вынуждены общаться с педагогами и сверстниками только на русском языке, вследствие чего у них возникает языковой барьер, который создает для детей-инофонов определенные трудности.

Скачать презентацию

Одним из путей социализации и преодоления языкового барьера у старших дошкольников, для которых русский язык не является родным, является продуктивная творческая деятельность в условиях дополнительного образования. На занятиях лепкой или бумагопластикой может происходить спонтанное изучение русского языка. Здесь аудирование, как таковое не является самоцелью, но ребенок, вербально сопровождая выполнение своих действий, овладевает экспрессивной и импрессивной речью и языковыми нормами русского языка.
Работать с пластическими материалами (бумагой, пластилином) старшим дошкольникам не только интересно, но и полезно для развития мелкой моторики рук, точных движений пальцев, зрительно-пространственной координации, активизации познавательных процессов, воспитания навыков саморегуляции и самоконтроля, трудолюбия, аккуратности, взаимодействия в коллективе. Занятия проводятся по программе «Бумажная симфония», с учетом деятельностного и личностно-ориентированного подхода, что особенно актуально для детей –мигрантов. Занятия творчеством помогают ребенку - инофону выразить свои эмоции, раскрыть творческий потенциал, реализовать себя как личность, при этом их национальная самобытность не ущемляется, а имеет возможность раскрыться в творческом продукте.
Процесс усвоения учебного материала одного года делится на 3 периода.
В ознакомительном периоде дети, не владеющие русским языком, усваивают названия художественных материалов, инструментов и основных действий с ними на уровне понимания, знакомятся с разными приемами работы с бумагой и пластилином, технологиями изготовления базовых заготовок, адаптируются в детском коллективе. В данный период происходит накопление пассивного русского словаря на основе продуктивной деятельности. Главное, чтобы дети в короткие сроки начали понимать обращенную речь взрослого. Для этого педагог показывает и озвучивает каждый предмет и действие с ним. Затем, просит ребенка не только выполнить действие по образцу, но и проговорить вслух. В общении допускается использование ребенком односложных ответов и фраз.
В обучающем периоде наряду с освоением технологии изготовления разнообразных поделок, на основе базовых, обучением разным приемам декорирования изделия, происходит работа по расширению русского словарного запаса: активно используют названия и термины в процессе работы, проговаривают действия поэтапного выполнения изделия. Дети-мигранты активно включаются в творческую деятельность: рвут, вырезают, склеивают, мнут, складывают бумагу, лепят из пластилина объёмные фигурки птиц, животных, людей, учатся пластилинографии - выполнению картин из пластилина.
Опора ребёнка на наглядно-практическую деятельность позволяет быстро обучить детей технологическим операциям. Постепенно происходит переход от односложных ответов к более развёрнутым высказываниям. Идет накопление и активизация активного глагольного, предметного словаря и словаря признаков, развитие навыков построения правильной грамматической и синтаксической конструкции.
Например: «Мне нужны ножницы», «Я леплю ноги»
-я леплю, режу, мну, скатываю, рву, склеиваю, дай мне бумагу, мне нужен пластилин, я беру стеку, дай мне нож.
При затруднениях в построении фразы на русском языке, педагог всегда демонстрирует правильный образец и просит ребёнка его повторить.
В процессе творческого этапа, ребёнок общается со сверстниками, может рассказать ,что он делает простыми словами, использует не только творческие но и вербальные словесные описания, умеет логически выражать свои впечатления и объяснять действия. Самостоятельно выполняет работу, используя, накопленный опыт и на его основе создаёт сюжетные картины, композиции, простые объемные модели, овладевает разными приемами и способами декорирования изделий по образцу, самостоятельно выполняет творческие работы, используя пластические материалы.
Таким образом, ребенок в процессе творческой деятельности овладевает навыками и приемами работы с пластическими материалами и активизирует импрессивную и экспрессивную речь, адаптируется в русскоязычной среде.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год