Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Мнемотаблица как метод автоматизации звука в самостоятельной речи.
Развитие речи у детей
Автор: Марина Александровна Жабина   
22.11.2014 10:03

Мнемотаблица  как метод автоматизации звука в самостоятельной речи.Мнемотаблица  как метод автоматизации звука в самостоятельной речи.
Основной целью коррекционной работы при нарушении произношения звуков является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке.
Процесс постановки и автоматизации звука в самостоятельной речи, сложный и длительный, требующий огромных усилий, как  со стороны учителя-логопеда и ребенка, так и со стороны родителей. Как правило,   у детей, имеющих нарушенное звукопроизношение, недоразвиты все компоненты устной речи: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении всех недостатков устной речи – очень сложное дело. (слайд №1)
В  дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому на своих занятиях для автоматизации звуков в самостоятельной речи я использую распространенный прием  мнемотехники—мнемотаблицы.(слайд №2)
«Мнезис» в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.(слайд №3)
Отличительной особенностью мнемотаблицы от предметной (сюжетной) картинки является:
· применение неконкретного  изображения предмета, а символа, что заставляет  ребенка не просто воспроизвести увиденное, а   додумать образ;
· при описании предмета, его схематическое изображение стимулирует ребенка для подбора новых, похожих (синонимичных) слов;
· мнемотаблицу проще создавать, ребенок вместе со мной может нарисовать ее (или самостоятельно разукрасить).(слайд №4)
Последовательность работы с мнемотаблицей: (слайд №5)
§ Внимательное рассматривание таблицы и разбор картинок, которые на ней изображены, многократное проговаривание названий картинок с корректируемым звуком в таблице.
§ Взрослый с помощью ребенка по очереди воспроизводят часть текста, соответствующую картинке. Повторить несколько раз. Затем меняется очередность.
§ Ребенок самостоятельно воспроизводит текст, пользуясь мнемотаблицей.
Критериями усвоения являются: правильное воспроизведение материала, умение самостоятельно расшифровывать символы, правильное проговаривание автоматизированного звука.
Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т.к. еще идет формирование сенсорных эталонов.
На своих занятия  этот прием я использую при  пересказе или составлении повествовательных  текстов.
В своей работе я использую следующую последовательность работы с мнемотаблицей:  (слайд №6)
1. Рассматривание изображения мнемотаблицы  (я +ребенок).
2. Перекодирование информации  (я+ребенок).
3. Совместное составление рассказа по мнемотаблице  ( я+ ребенок).
4. Самостоятельней  рассказ  ребенка по таблице (ребенок).
5. Составление аналогичной мнемотаблицы—тема, кол-во предложений (я+ребенок).
6. Разукрашивание схематического изображения (родитель+ребенок).
7. Составление рассказа по мнемотаблице,  сделанной ребенком (родитель+ребенок);
8. Пересказ по мнемотаблице  детям в группе (воспитатель+ребенок).
Таким образом, применение мнемотехники  для автоматизации звука в самостоятельной речи   позволяет решить такие задачи как:
1. Автоматизация звука в речи;
2. развитие связной речи;
3. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
4. развитие мелкой моторики рук;
5. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
6. расширить круг знаний об окружающем мире;
7. совершенствовать грамматический строй речи;
8. пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни;
9. помочь преодолеть робость, застенчивость. (слайд №7)
Мой опыт показывает, что работа по мнемотаблице нравится всем участника образовательного процесса. Детям интересно составлять рассказ по мнемотаблице и самим рисовать  таблицу,  определять, что будет нарисовано в следующей клетке, а потом с гордостью показывать ее родителям. Родителям нравится, что дома они имеют наглядную технологию повторения домашнего задания. (слайд №8).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год