Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ».
Развитие речи у детей
Автор: Закутаева Лидия Алексеевна   
17.11.2015 15:56

Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»Педагогическая статья «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»

Закутаева Лидия Алексеевна Учитель-логопед Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ковдорского района детский сад комбинированного вида № 5 «Теремок» г. Ковдор, Мурманская область

«Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».

Л.С. Выготский

 

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного образовательного учреждения является внедрение инклюзивной практики в содержание общего дошкольного образования.

На базе ДОУ организована работа логопункта, воспитанникам с ОВЗ предоставляется возможность получать образовательные услуги как в самом учреждении, так и на дому. Индивидуальные особенности развития таких детей препятствуют овладениюсредствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что определено ФГОС, как важнейшее интегративное качество.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, их речь становится скудной и безграмотной.

Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Из многочисленных методов моей работы была выбрана театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада и обучения на дому. Главная цель таких занятий- это создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Исходя из основной цели можно выделить следующие задачи:

  • Стимулирование речевой деятельности
  • Формирование вербальных и невербальных способов общения
  • Формирование коммуникативной функции речи
  • Развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через театрализованную деятельность
  • Развитие познавательной деятельности
  • Вовлечение родителей и детей в совместную деятельность
  • Обучение родителей способам общения и взаимодействия с ребенком
  • Развитие эстетических способностей

Коррекционно-развивающая работа с детьми на дому начинается с изучения анамнестических данных, бесед с родителями и наблюдений за ребенком. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ хочет, чтобы он хорошо разговаривал, и ничем не отличался от обычных сверстников, и поэтому главная составляющая моей работы с детьми на дому – это формирование и развитие речи.

Театрализованная деятельность способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс драматизации даже недостаточно активных детей и помогает преодолеть им трудности в общении.

В своих занятиях использую различные виды театра: настольный театр (развитие связной речи и коммуникативных навыков), теневой (развитие зрительного анализатора и абстрактного мышления), пальчиковый и перчаточный (развитие мелкой моторики и коммуникативных навыков), театр на ложках и театр кукол, театр для фланелеграфа (для развития внимания и обогащения словарного запаса), плоскостной (развитие диалогической речи, мышления), а также картинки и игрушки. В играх, с которыми дети оценивают сценки, ведут роль игрушечного персонажа. Они действуют за него, изображают его интонацией и мимикой.

Для создания положительного эмоционального фона, будь то занятия в дошкольном образовательном учреждении или на дому, использую элементы театрализованной деятельности:

  • Развитие мимики:
  1. Съешь кислый лимон- ребенок морщится.
  2. Рассердись на драчуна- ребенок сдвигает брови.
  3. Встреть друга- ребенок улыбается.
  4. Испугайся забияки- ребенок приподнимает брови, широко раскрывает глаза, приоткрывает рот.
  • Обучение жестам:
  1. Покажи высокого мальчика, низенького; маленького комарика, медведя.
  2. Покажи направления: там, вверх, вниз, вокруг.
  3. Покажи разных людей: я, ты, мы.
  • Развитие пантомимики:
  1. Расцвели, как цветы.
  2. Завяли, как сухая трава.
  3. Полетим, как птицы.
  4. Идет медведь по лесу.
  5. Крадется волк за зайцем.
  • Развитие речевого дыхания:
  1. Осенние листочки.
  2. Считай до пяти.
  3. Самолет.

Использование театрализованной деятельности в целях развития речи является очень эффективным средством обучения.

В процесс проигрывания сказок вовлекаются дети и родители воспитанников. Если в театре задействованы родители, то это праздник для детей. Совместная драматизация, проговаривание по ролям, сочинение сказок- создало возможность лучше понимать и строить отношения со своим ребенком. После проведенного занятия воспитанники остаются в образе героя из собственной сказки и продолжают играть совместно с родителями.

В результате проведенной работы у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Повысились и показатели эмоционально-образного развития: дети не только различали эмоциональное состояние героя, но и умело использовали их при изображении различных образов персонажей сказок.

Значимость данного направления работы можно подчеркнуть словами В. А. Сухомлинского: «театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству». Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессеэтого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год